Краткий пересказ Пушкин “Станционный смотритель”



Романтический период творчества поэта прихо­дится на годы южной ссылки (1820-1823), ознаме­нованные появлением поэм “Кавказский пленник”,

“Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы” и др. Движение от романтизма к реализму и постепенное утверждение последнего наметилось в творчестве со второй полови­ны 1820-х гг.

“Станционный смотритель”. Эта повесть занимает важное место в творчестве А. С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того,

кого называют “маленьким че­ловеком”.

С нее начинается в русской литературе тема “униженных и оскорбленных”, которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позво­лит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.

А. С. Пушкин описывает жизнь ничем не приме­чательного станционного смотрителя, прислужива­ющего проезжающим, которые часто днем и ночью вымещают свое недовольство на таких смотрителей. А. С. Пушкин обращает особое внимание на своеобра­зие внутреннего мира “маленького человека”, способ­ного на глубокие чувства и переживания.

Повествование идет

от лица рассказчика. Компо­зиционно повесть состоит из экспозиции и завязки (рассказ о жизни смотрителей, бегство Дуни с офице­ром), развития действия (поиск Дуни в Петербурге), кульминации (встреча Самсона Вырина с Минским и Дуней), развязки (рассказ деревенского мальчика о смерти смотрителя и приезде Дуни). Важную роль для раскрытия идеи повести играет описание карти­нок, иллюстрирующих притчу о блудном сыне, ко­торые висели в каморке Самсона Вырина.

В библейской притче повествуется о сыне, который оставил отца и расточил отцовское состояние с товарищами, но вернулся и вымолил у отца прощение. Этот сю­жет почти с точностью повторяет Дуня, доброволь­но согласившаяся уехать с гусаром в Петербург без отцовского согласия. Безрассудство дочери доводит отца до преждевременной смерти в одиночестве.

Дуня теряет единственного родного человека, так и не про­стившись с ним. Характеризуя характеры Вырина и Дуни, А. С. Пушкин чуждается детальных описа­ний, что соответствует им самим выделенным особен­ностям прозы: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат”. Например, склонность Дуни к светской жизни и лег­комыслие передано словами “она вела себя как “де­вушка, видевшая свет””.

Переживания передаются через действия. О том, что Дуня болезненно пережи­вает разлуку с отцом, рассказывает скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”. Как и в би­блейской притче, блудная дочь возвращается в отчий край.

Примирение героев на кладбище происходит не в материальном, а в бытийном пространстве жизни, продолжающейся в вечности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткий пересказ Пушкин “Станционный смотритель”