Краткий пересказ “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”



Как и у героя салтыковского очерка “Имярек”, “лозунг” М. Е. Щедрина выражался в трех словах: свобода, развитие и спра­ведливость – для родины, которую он, по собственному признанию, “любил до боли сердечной”. Писатель неу­томимо исследовал общественные и человеческие поро­ки своего времени, был “летописцем минуты”. Часто подвергаясь цензурным запретам, М. Е. Салтыков-Щедрин искал иносказательную форму для выражения своих мыслей.

Сам писатель свою манеру писать назы­вал “эзоповым языком”, по имени древнего

баснописца Эзопа.

К такому жанру щедринской сказки принадле­жит “Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил”. Сказка вобрала в себя многолетние наблюде­ния и размышления о сути общественных отношений. Два генерала, очутившись на необитаемом острове, не смогли прожить и двух дней без услужливой помо­щи мужика.

Высмеивая беспомощность, нахальство и праздную жизнь генералов, М. Е. Салтыков-Щедрин противопоставляет ей трудолюбие, сметливость и на­ходчивость мужика, проводящего жизнь в труде, очень часто даже не поощряемом господами. Свою идею ав­тор доносит до читателя, умело используя

возможности жанра сказки. Сказочный зачин “Жили-были два гене­рала…” сразу же настраивает читателя на дальнейшее иносказание.

Это входная дверь в мир сказочной услов­ности, где возможны самые неправдоподобные события. Пребывание героев на необитаемом острове вполне подчиняется законам сказки. Излюбленный сказочный мотив – гротескное перевоплощение – помог писате­лю устроить сатирическую демонстрацию того, как ал­чные представители “дирижирующего сословия” мо­гут превратиться в самых настоящих диких животных: “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание… Полетели клочья, раздал­ся визг и оханье: генерал, который был учителем кал­лиграфии, откусил у своего товарища орден и немед­ленно проглотил”.

Такое изображение вполне можно назвать гротескным портретом. Используя сказочную основу, Щедрин избегал подражания этому жанру. Щедринская сказка не подчиняется строгим правилам жанра и нарушает их.

Писатель добивается особо ко­мического эффекта на стыке традиционных сказочных приемов и вполне реалистических, будничных деталей злободневной современности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткий пересказ “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”