Краткий очерк о пьесах Кальдерона

Кальдерон, как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизни. Например, в “Стойком принце” Кальдерон, объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера – изображает любовь принцессы Феникс к мавританскому полководцу Мулею, а также уводит образ шута, солдата Брито.

В пьесе “Поклонение кресту “трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне – Хиль и Менга. То самое касается и пьесы “Чудодейственный маг”, посвященной

зарождению христианства и его столкновенью с иным большим мировоззрением старика мира – язычеством.

Центральным произведением Кальдерона, философская драма “Жизнь – это сон”, в которой драматургу с чрезвычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а и мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона, полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса. Действие пьесы происходит в католической Польше, ни одного реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь.

Перенесши действие в Польшу и сделав

одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон, освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности. Содержание и стиль произведения не только объясняет жизнь, а и предоставляет ему смыслового символического освещения.

Король Польши Басилио – астролог и маг – узнал на основании неотразимого пророчества, которое его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды. Беспокоясь об интересах империи и отчизны, Басилио, который верил у пророчества, совершил со своим сыном жестоко – подверг заключению в башне и сковал цепями. Для Сехисмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехисмундо – человек “естественный”.

Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя объединением человека и зверя. Человеком он есть потому, что мыслит, так как любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем – потому, что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехисмундо в первой сцене первого акта – результат глубокой мысли:

Как в отчаянии безумных,
Клокочу, словно Везувий,
Сердце вырвал бы из груди!
Где же здесь, правда? Ум где?
Где закон, который ставит меру?
Чтобы человеку – нет, не верю! –
Господь Бог того не дал,
Что так щедро дарил
Реке и рыбе, птицы и зверю?!
(Пер. Г. Лукаша)

Сюжет связан с тем, что Басилио усомнился и решил проверить пророчество. Сехисмундо напоили сон-зельем, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем. Попав во дворец, герой превратился из раба у тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, грозится отцу и т. д..

Когда Сехисмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном. Но герой наделен умом, и логика его соображений такая: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном.

Сон – это что-то прошедшее. Сехисмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все – иллюзия и мираж.

Под влиянием этой мысли начинает перерождение Сехисмундо. В пьесе выраженная утопическая идея самовоспитания принца. В последнем действии трагедии правитель Сехисмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он – орудие Бог.

Таким образом, Кальдерон, развивает в пьесе мысль, которая ради тщеславной и мелочной земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.

Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона входят и его “драмы чести”, Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них обрисованная измена жены и то, как мужчина наказывает изменницу, возвращая честь семьи. Известнейшие из них – “Врач своей чести”, “За скрытое оскорбление скрытая месть”, “Художник своего позора”.

Воссоздавая в этих пьесах одну и одну и ту же ситуацию, Кальдерон, изображает разные человеческие типы, разные психологические отношения между супружеством, варьирует развитие сюжета.

Кальдерон, брал сюжеты не только из истории Испании, а и из истории других стран, как, например, в драме “Ересь в Англии”, какая посвященная господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране. Относительно пьес на тему испанской истории, нужно отделить драмы “Любовь после смерти” (прибл. 1633), в какой два плана, две сюжетные линии – рыцарская любовь мавра Альваро Тумаке к красавице-мавританке Клары Малек и восстание морисков Альпухари, придушенное испанцами, “Осада Бреди” – об осаде голландской крепости в северному Брабанте.

В последний период своей жизни Кальдерон, писал лишь “аутос сакраментален” – пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме. Аутос – драматический спектакль, связанный с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон, реформировал и предоставил ей богословско-схоластичного характера. Одно из известнейших философских аутос драматурга – “Большой театр мира”.

Кроме философских, Кальдерон, писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим толкованием, на темы Старика Завещания, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами с Евангелия.

В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушение существующих законов. Вместе с тем драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоническому финалу. Известный исследователь Х. М. де Коссио заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, а и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она сориентирована на выражение барочной концепции жизни.

Динамика жизни, ее хлипкость и стойким порядком и величием.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткий очерк о пьесах Кальдерона