Краткий анализ творчества Бунина

Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе рубежа веков. Но его путь поэта и прозаика начался значительно раньше. В первом сборнике рассказов “На край света” повествуется о нелегких судьбах пореформенного крестьянства, разночинной интеллигенции, мелкопоместного дворянства.

В этом сборнике еще чувствуются традиции демократической беллетристики 60-80-х годов XIX столетия.

На рубеже 1890-1900-х годов в творчестве писателя происходят изменения. На смену реалистическому бытописанию, с его вниманием к социальным типам, приходит проза, близкая к поэзии.

Ведущим в его творчестве становится жанр лирической прозаической миниатюры. Проблемы общественной жизни, мысль о неизбежном кризисе ее социальных форм преломляются в лирическом переживании писателя, тоскующего по разрушенным “дворянским гнездам”. Ностальгическими мотивами пронизаны такие произведения, как “Антоновские яблоки”, “Новая дорога”, “Сны”, “Золотое дно”, отражающие авторское чувство

нарастающей тревоги о том, что “задымят трубы заводов” и исчезнут “вся красота и вся глубокая печаль русского пейзажа, так нераздельно связанного с русской жизнью” (“Новая дорога”).

Лирико-обобщенный образ природы приобретает своеобразное философское звучание, связанное с темой постоянного обновления жизни, ив поэзии Бунина начала 1900-х годов (поэма “Листопад”).

В произведениях, написанных после событий первой русской революции, Бунин размышляет об истории России, о судьбах русского народа. В деревенском цикле – повестях “Деревня” и “Суходол” (1910-1912) и в рассказах 1911-1914 годов – писатель создал лиро-эпическую картину жизни русской деревни, которой коснулись упадок и вырождение. Вунинский глубоко пессимистический взгляд явно противостоит “генеральной” традиции русской литературы о крестьянской жизни. Бунин оспаривает Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, которые видели духовный смысл жизни человека в том, чтобы принимать участие в совершающейся истории.

Автор “Деревни” художественно исследует проблему национального характера. Социально зорко, психологически достоверно Бунин изображает и жизнь нового деревенского хозяина Тихона Красова, и драму его брата Кузьмы – народного интеллигента. Их судьбы, по мысли писателя,- это неизбежное следствие общего тяжелого наследия национальной психики.

Герои Бунина не имеют никаких опор в исторической и общественной жизни – точно так же, как она казалась лишенной смысла самому автору. В период работы над повестями “Деревня” и “Суходол” Бунина мучило трагическое осознание абсурдности всей русской социальной жизни – и крестьянской, и дворянской, неверие в возможность социальных гуманистических идеалов, способных реально воздействовать на распадающуюся действительность. Таким образом, субъективизм Бунина проявился в том, что повесть “Деревня”, дающая широкую картину жизни русского крестьянства в переломный момент истории, по материалу, несомненно, претендует на эпичность, а по способу осмысления этого материала она лирическая.

В творчестве Бунина становится заметен отход от современности, усиливается склонность к лирико-философским размышлениям и созерцательности, что отразилось в цикле своеобразных путевых очерков “Тень птицы”. В определенном смысле эта книга полемична по отношению к большинству произведений 1900 – начала 1910-х, годов. “Тень птицы” – рассказ о встречах с тенями прошедших эпох. Впечатления Бунина от путешествий в Константинополь, Грецию, Египет, Иудею объединены авторской мыслью о духовной преемственности в человеческом развитии.

Не веря в историю, писатель истово верил в человеческую культуру. Не случайно Бунин, отправляясь в путешествие, взял с собой книгу Саади, который “положил жизнь свою на то, чтобы обозреть Красоту Мира”. Автор “Тени птицы” скорбит о страданиях и жертвах человечества, об утрате великих культурных ценностей, о бренности бытия. Но рядом с гибелью – всегда неустанно творимая жизнь.

Величественные египетские пирамиды рождают слова: “…исчезают века, тысячелетия,- и вот, братски соединяется моя рука с сизой рукой аравийского пленника, клавшего эти камни”. В возможности сосуществования всех языков, всех обычаев и верований Бунин видел признаки возрождения универсальной культуры, черты которой он обнаруживал, например, в древней Александрии, куда “когда-то стеклись чуть не все древние религии и цивилизации…”.

Цикл “Тень птицы” и повести “Суходол” и “Деревня” с примыкающими к ним рассказами создают единый контекст, позволяющий понять природу неразрешимых внутренних противоречий автора. “Бунин уходит от современности, которая не пригодна для творчества, поскольку еще не очистилась от низменных страстей, преступлений и крови. В этом, конечно, сказалась кризисность мировоззрения писателя, его противоречивость. Он постоянно будет призывать отворачиваться от текущей действительности, убеждать самого себя прежде всего в том, что “Земля – вертеп обмана, лжи и зла”, и все же будет жадно следить за событиями времени и страстно переживать их.

Видимо, эта обостренная чувствительность Бунина и разочарование в гуманистических идеалах предшественников породили у. него отношение к прошлому как к мавзолею, храму, сохраняющему красоту, поэзию в их идеальной чистоте”,- пишет исследователь творчества писателя В. Я. Линков.

В рассказах 1913-1917 годов мы видим взгляды Бунина на мир и человека окончательно сформированными. В этот период им создаются произведения, где развиваются идеи и обосновываются ценности, ставшие в последующем творчестве положениями, не требующими доказательств. “Чаша жизни”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга” занимают особое место в творчестве Бунина, поскольку рисуют человеческую жизнь объективно, эпически. Это сюжетные произведения, в которых осмысливаются самые общие проблемы человеческого существования.

Позже Бунин будет неоднократно обращаться к жанру философского рассказа. Но в произведениях, подобных, например, “Скарабеям” или “Музыке”, философские истины провозглашаются героем или автором в форме лирического монолога, то есть сознательно субъективируются.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткий анализ творчества Бунина