Краткие сюжеты романов Льва Толстого



В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы так сложно и многообразно, как творчество Льва Николаевича Толстого. Л. Н. Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне в семье графа. Здесь прошли его детские годы.

Толстой рано лишился родителей. В возрасте 13 лет он переехал в Казань, к одной из сестер своего отца, где прожил шесть лет. В 1844 году он поступил в Казанский университет, сначала на восточный, а затем на юридический факультет. В университете он увлекся самостоятельной работой над исторической темой, но, пробыв там

три года, оставил университет.

Толстой уехал в Ясную Поляну, владельцем которой он стал после раздела отцовского наследства. Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Шесть лет работал писатель над своей автобиографической трилогией “Детство”, “Отрочество”, “Юность” (1851-1856).

В творчестве Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Он поступил в действующую армию, был сначала юнкером, затем получил младший офицерский чин.

События Кавказской войны Толстой описал в рассказах “Набег” (1853) “Рубка леса” (1855), “Разжалованный”

(1856) и много десятилетий спустя – в повести “Хаджи-Мурат” (1896-1904). События этой войны легли в основу его повести “Казаки” (1863) и рассказа “Кавказский пленник”. Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа сначала в Дунайскую армию, а затем в Севастополь.

Мужество и героизм защитников города писатель обессмертил в “Севастопольских рассказах”.

В 1856 году Толстой уезжает в Ясную Поляну. Здесь он написал рассказ “Утро помещика”, показав себя глубоким знатоком крестьянского быта и сумев верно передать мужицкий “взгляд на вещи”. Также он написал рассказы “Метель”, “Записки маркера” (1856), “Люцерн” (1857) и повести “Два гусара” (1857-1858) и “Альберт”. Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи “Война и мир” (1863-1869).

По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе. “Война и мир” – русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба (“Война и мир”).

Менее чем через десять лет после “Войны и мира” Толстой создает роман “Анна Каренина” (1873-1877). Героиня романа посмела переступить “законы” великосветского общества, и это общество отвернулось от нее, преследовало ее клеветой, грязными сплетнями ( “Анна Каренина”). В последнее десятилетие жизни писатель занимался, как всегда, напряженным творческим трудом. Толстой создает одну из лучших своих пьес – “Живой труп”.

Герой пьесы – Федор Протасов, человек добрейшей души, мягкий, совестливый, – уходит из семьи, отказывается от привычной ему обстановки и попадает на “дно”. В здании суда, не выдержав лжи и притворства “добропорядочных людей”, он кончает жизнь самоубийством. В статье'”Не могу молчать” 0908) Толстой протестует против зверских расправ царизма с участниками первой русской революции. В рассказе “После бала” чувствуется глубокая боль за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей. ( “После бала”).

В 1899 году Толстой закончил роман “Воскресение”, над которым работал около десяти лет.

Сюжет романа – история князя Нехлюдова и соблазненной им девушки из народа Катюши Масловой. Автор не идеализирует своего героя, он показывает, как в душе у Нехлюдова жили два начала – духовное и животное, но они находились в постоянной борьбе между собой. Герои романа представляют все “этажи” пореформенного русского общества. Л. Н. Толстой – гениальный художник слова, его перу принадлежит много рассказов, повестей, статей, поэтому известие о смерти великого писателя вызвало чувство скорби у миллионов его читателей.

С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Общепризнанно его влияние на мировой литературный процесс. А. Франс говорил: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и”надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

Трагедия – жанр драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главного героя.

Начиная с XVIII века и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой, возникают промежуточные жанры, например: “мещанская трагедия” (Шиллер), трагическая драма (Гюго), историческая драма (Пушкин), героическая драма (Вс. Вишневский), с конца XIX века актуальной становится трагикомедия.

ТРОПЫ – в стилистике и поэтике – употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг значения слова от прямого к переносному. Виды тропов – метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткие сюжеты романов Льва Толстого