Краткие сочинения миниатюры для начальных классов

Сом в норе. Рыба на суше не живет. Она приспособлена жить в воде.

Имеет не легкие, а жабры. Каждый пришел в изумление бы, если бы увидел сома в норе. А такие сомы есть. В Судане часто высыхают реки и озера.

Сом приспособился жить на суше. Он зарывается в нору и живет себе. Эта рыба имеет жабры и дыхательный орган, похожий на легкое.

Слова и выражения: легкие, жабры, в Судане, дыхательный орган. Орфограммы: не живет, приспособлена, высыхают, зарывается. План пересказа: 1. Где не живет рыба?

2. Где она приспособлена жить и почему? 3. Что часто высыхает в Судане? 4. Где приспособился жить сом? 5. Что имеет эта рыба?

Задача. Расскажите все, что вам известно о соме.

Ум дельфина. Дельфин – самый умный представитель животного мира. У него есть чему научиться. Ум человека и животных зависит от величины и веса мозга.

После человека по интеллекту сразу же идет дельфин. Он умеет и говорить. Дельфин – непревзойденный пловец. Огромной скорости и продолжительности в плавании ему предают сила плавников хвоста и форма тела.

Слова и выражения: дельфин, самый умный представитель животного мира, непревзойденный пловец, скорости, продолжительности, плавников. Орфограммы: зависит, от величины, огромной. Задание.

Составьте план и напишите пересказ.

Именины. У Пети большая радость. Сегодня ему исполнилось восемь лет. Мама пожелала, чтобы сынок рос здоровым, умным, веселым.

В подарок приготовила большой торт. На нем было написано “восемь”. Отец принес книжки для второго класса.

Он пожелал, чтобы Петя всегда был добросовестным учеником. Пришли гости. Все желали мальчику большого счастья, здоровье. Весело прошли именины.

Орфограммы: именины, у Пети, сегодня, веселым, большой, на нем, добросовестным учеником, здоровье. План пересказа: 1. Почему у Пети большая радость? 2. Что пожелала ему мама?

3. Что она приготовила? 4. Что подарил и пожелал отец? 5. Что пожелали гости? 6. Как прошли именины?

Задача. Расскажите, как прошли ваши именины.

Партизанскими тропами. Было замечательное летнее утро. Лес уже проснулся. Весело светило солнышко.

Щебетали птички. На большой лужайке расположились палатки. Там вели хозяйство ученики.

Они готовились к походу “Партизанскими тропами”. Затрубил горн. И тронулись ребята в поход.

Они побывали в самых отдаленных уголках леса. Здесь жили партизаны. Экскурсовод рассказал о героической борьбе партизан с фашистскими захватчиками.

Слова и выражения: партизанскими тропами, лес проснулся, палатки, с фашистскими захватчиками. Орфограммы: весело, солнышко, щебетали, на большой лужайке, расположились, самых отдаленных, героическую борьбу. План пересказа: 1. Какое было утро в лесу?

2. Что было расположено на лужайке? 3. Что делали и куда отправились ребята? 4. Что рассказал экскурсовод? Задача.

1. Передайте содержание рассказа от лица одного из участников. 2. Расскажите, что вам известно о борьбе партизан с фашистскими захватчиками.

Интересная роза. На островах Тихого океана растет дикая роза. Она называется розой-хамелеоном. Это растение все время меняет свою окраску.

В тени она белая. На свету становится красной. Ночью красный цвет постепенно переходит в голубой, а потом в светло-розовый.

Под утро роза делается восково-белой. Если ее перенести из темного помещения на солнце, она сразу же становится ярко красного цвета. Слова и выражения: Тихого океана, дикая роза, розой-хамелеоном, окраска.

Орфограммы: называется, красной, светло-розовый, восково-белой, становится, ярко красного, цвета. План пересказа: 1. Что растет на островах Тихого океана? 2. Как она называется и почему?

3. В каких обстоятельствах изменяется цвет розы? Задача. Рассказывайте рассказ так, будто вы были присутствующими при изменении окраски розы.

Прибавляйте свои предложения и слова к тексту.

Мы – ученики. Улицей шли два мальчика, а впереди них седой дедушка нес ведро воды. Дедушка часто останавливался.

Мальчики предложили помочь дедушке. Несут мальчики воду, а дедушка идет за ними. А когда сравнились с калиткой, дедушка остановился и стал благодарить мальчиков.

Он спросил их, кто они такие. Мальчики глянули на свои звездочки и ответили:

– Мы – ученики.

Орфограммы: ученики, впереди, дедушка, несут. План пересказа: 1. На улице. 2. Помощь дедушке.

3. Благодарность. 4. Ответ мальчиков. Задача. 1. Расскажите о вашей помощи старшим.

2. Напишите другой подобный рассказ.

Помощь бабушке. Моя бабушка уже давно в колхозе на птицеферме работает. Она любит эту работу. День и ночь на ферме работает.

О ней и в газете пишут. На праздники колхоз премирует ее. Как начались каникулы, я часто бабушке на птицеферму есть носила.

Потом помогала присматривать за утятами. Теперь моей бабушке намного легче. Я ей во всем помогаю.

Орфограммы: любит, работается, на праздники, премирует, на птицеферму, утятами, намного, во всем. План пересказа: 1, Где и кем работает моя бабушка? 2. Где про ее пишут? 3. Кто помогает бабушке на ферме?

Задача. Напишите подобный рассказ на тему “Помощь колхозу”.

Маленький космонавт. Маленький Марк мечтал быть космонавтом. У него был шлем и теплый комбинезон. Марк слышал от взрослых, что в космосе очень холодно.

Он и запасался теплой одеждой. Папа часто говорил сыну, что космонавт должен быть сильным, хорошо учиться. Марк ежедневно делал зарядку. В школе учился только на “отлично”.

Мальчик всегда слушал маму. Отец и мама хвалили Марка. Слова: космонавт, маленький, у него, шлем, теплый, комбинезон, ежедневно, зарядку, хвалили.

План пересказа: 1. О чем мечтал Марк? 2. Чем и почему запасался мальчик? 3. Как вел себя Марк, чтобы быть космонавтом?

Задача. Составьте свой рассказ о том, как Марк стал космонавтом.

Слон-няня. В Индии одна семья имела слона. Мать ходила на работу, а ребенка оставляла на слона.

Слон хорошо присматривал за ребенком. Часто ребенок лез к изгороди. Слон нежно брал его хоботом и переносил на середину двора.

Иногда ребенок плакал. Слон хоботом игрался с ним. И хоботом отгонял мух от ребенка во время сна. Ребенок любил свою няню.

Слон любил ребенка. Слова: слон-няня, в Индии, хоботом. Орфограммы: семья, ребенок, к изгороди, переносил, на середину, двор.

Рисунки к рассказу.

1-и рисунок. Индийский дом. Дальше видно тропические деревья за изгородью. Недалеко от дома сидит ребенок, а вокруг него с поднятым хоботом стоит слон.

2-и рисунок. Ребенок уже возле изгороди. Вокруг него слон с поднятым хоботом.

3-и рисунок. Слон взял хоботом ребенка и несет назад. 4-и рисунок. Ребенок сидит за домом и плачет, а слон забавляет ребенка хоботом.

5-и рисунок. Ребенок заснул, а слон отгоняет хоботом мух.

План пересказа : 1. С кем оставляла мать ребенка, идя на работу? 2. Как слон присматривал за ребенком? 3. Как относился слон к ребенку?

4. Как относился ребенок к слону?

Подсолнечная родня. Вася вырастил большой подсолнечник. Однажды налетели воробьи. Они клевали зернышки.

Мальчик прогнал вредителей. Уже хотел идти домой, и слышит многоголосое: “Спасибо тебе, мальчик!” Вася осмотрелся. Он увидел бутылку с маслом, тетрадь, шелковую рубашку, стекло, банку с краской.

Они благодарили, что мальчик вырастил и защитил их родственника. Вася только теперь узнал, что изготовляют из подсолнечника. И стал оберегать его еще внимательнее.

Орфограммы: Вася, подсолнечник, налетели, зернышки, мальчик, многоголосое, их, теперь, внимательнее. План пересказа: 1. Что вырастил Вася? 2. Кого прогнал мальчик?

3. Что услышал Вася? 4. Почему Вася стал еще внимательнее оберегать подсолнечник? Задача: 1. Расскажите, что вам известно о подсолнечнике.

2. Выясните, почему рассказ называется “Подсолнечная родня”.

Белка в лодке. Рыбак ставил сети на залитых наводнением лугах. Он тихонько плыл на лодке между кустами. На одном из кустов рыбак заприметил какой-то удивительный рыжий гриб.

Вдруг этот гриб прыгнул прямо в лодку. Рыбак увидел, что это мокрая белочка. Рыбак довез ее до берега.

Белка сразу выпрыгнула из лодки и попрыгала в лес. Орфограммы: сети, наводнением, заприметил, удивительный, лодка, к берегу. План пересказа. 1. Где ставил рыбак сети?

2. Что он заприметил на кусте? 3. Что сделала белка? 4. Куда довез рыбак белку? 5. Куда попрыгал зверек?

Задача. Перескажите рассказ от лица рыбака.

Каховское море. В четыре часа дня наш пароход вышел из Запорожья. Начиналось Каховское море. Поднялся ветер.

Волны все возрастали. Пароход бросало, как лодку. Вечером ветер затих. Ночь прошла спокойно.

Утром мы поднялись на палубу. Перед нами раскинулись большие пространства Каховского моря. Недавно здесь была степь. Мы ехали и любовались морем.

Оно сделано руками людей. Слова и выражения: Каховское море, на палубу, плавные. Орфограммы: из Запорожья, ветер, пароход, вечером, раскинулись.

План пересказа: 1. Отъезд с Запорожья. 2. В Каховском море. 3. Большой ветер.

4. Утром на палубе. 5. Пространство Каховского моря. Второй вариант: 1. Когда мы выехали с Запорожья?

2. Каким морем мы проезжали? 3. Как изменилась погода? 4. Что мы увидели утром?

5. Кто выстроил Каховское море?



Краткие сочинения миниатюры для начальных классов