Краткая хроника жизни Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года. Ровно через тридцать лет в Америке, 7 февраля 1842 гола, он держит благодарственную речь, Самый популярный в Новом Свете и на родине английский писатель благодарит за радушное гостеприимство. О многом говорил Диккенс.

Он не вспоминал лишь о том, какая трудная дорога вела к почестям. Он ни слова не сказал о своем детстве. Родился Диккенс близ Портсмута затем жил в городке Чэтэме. Это было счастливое время.

Диккенс навсегда запомнил сказки няни, первые книги, домашние кукольные спектакли и прогулки

с отцом в окрестностях Чэтэма. По дороге они не раз любовались усадьбой Гэдсхилл-Плейс. Казалось великим счастьем жить в таком прекрасном доме. В Чэтэме Чарльз учился, и его наставник мистер Джайлс отмечал любовь ученика к романам Филдинга и Смодлета.

Его живой ум и необыкновенную впечатлительность. Он поощрял его первые литературные “опыты” вроде драмы “Миснар, султан индийский”.

Денежные трудности заставляют Элизабет Диккенс принять решение. Она откроет пансион для юных девиц.) Она будет учить молодых леди “наукам” и отменным манерам. Было снято подходящее помещение, заготовлены проспекты,

восхваляющие школьную “методу” миссис Диккенс, (но молодые девицы не явились.

Затея с пансионом истощила последние. средства. Хотя почти все жалованье отца уходило на погашение долгов, кредиторам надоело ждать, и неоплаченные векселя были предъявлены в суд. Джона Диккенса арестовали и отправили в долговую тюрьму Маршалси.

Вскоре к нему переехала с маленькими миссис Диккенсу (суд позволял проживание должников с семьями). Старшая их дочь Фанни, способная музыкантша, училась и жила в Королевской академии музыки, так что о ней можно было не заботиться. И дело не в том, что беззаботное (оно давно таким не было), Но раньше он читал книги, раньше устраивались походы в театр, домашние спектакли, декламации,, тогда была школа и доброе внимание мистера Джайлса. Теперь все изменилось.

Незадолго до ареста отца Чарльзу пришлось продать любимые книги. Писатель Диккенс всегда будет восставать против “союза” Нищеты и Невежества как обязательного удела бедняков. А Чарльз решил стать образованным джентльменом.

В одиннадцать лет он, возможно, мечтал, как будет учиться в Кембриджском университете. Но разве доступен, Кембридж мальчику с фабрики ваксы?

Неожиданно отец получил небольшое наследство (умерла бабушка Чарльза, служившая когда-то горничной) и расплатился с долгами. Семья переселилась в дом миссис Роиленс, но Чарльз продолжал работать на фабрике ваксы, пока однажды, несчастный и униженный, не взмолился, чтобы его отдали в школу. Отец согласился; он понял страх Чарльза перед невежеством, грубостью, бедностью и, может быть, ужаснулся тому, что пережил за эти постылые месяцы его самолюбивый и одаренный сын. Мать была против.

Несколько шиллингов в неделю, которые приносил Чарльз с фабрики ваксы, были в хозяйстве не лишни, однако слабохарактерный Джон Диккенс на этот раз проявил волю. Чарльза отправили в школу с пышным названием “Академия Веллингтон-Хаус”, Но обида на мать так и не прошла, и будущий читатель Диккенса не раз в этом убедится.

Итак, к Чарльзу опять вернулось детство. “Академия” была самой обычной школой, но здесь были товарищи, мальчики его лет, которые еще не знали, что такое зарабатывать себе на хлеб, которые ленились, строили каверзы учителям и получали за это жестокие нагоняи. Владелец школы славился грубостью, учителя не блистали знаниями, но здесь никакие заботы не давили душу, кроме бремени невыученных уроков. Однако с Чарльзом при его ненасытной любознательности этого просто не могло быть. Здесь опять оживилась его любовь к зрелищу.

Вместе со школьными друзьями он устраивает маленький кукольный театр, в котором разыгрывает веселые пантомимы и другие “марионеточные” действа. Недаром, уже распростившись с “Академией и работал младшим клерком у юриста, Чарльз мечтает стать актером. И если бы не внезапная болезнь, помешавшая ему прийти на экзамен, то кто знает, может быть, он попал бы в труппу известного Ковент-Гарденского театра и стал замечательным артистом. В его актерском даровании никто не сомневался.

Но любовь к зрелищу, сценическому контакту с широкой публикой останется навсегда. Отсюда и его увлечение любительским театром, и игра в домашних спектаклях уже потом, когда он будет прославленным писателем, и тогда же – трогательная забота о престарелых актерах, бескорыстная помощь их семьям. Но опять-таки это все в будущем.

А пока он был беден и неизвестен, пока еще только предстояло выбрать дело жизни.

Конечно, об университете мечтать уже не приходилось, но без солидного образования можно было всю жизнь провести в клерках, а такая работа никак не могла его удовлетворить. Честолюбивый и способный, он хотел выбиться в люди. Независимость – вот что теперь влечет его больше всего; он хочет быть всем обязанным только себе и ни у кого не одолжаться.

Годы репортерства были хорошей школой гражданского и политического образования для Диккенса. Начало 30-х годов в Англии – время ожесточенной борьбы за избирательную реформу. Борьбу эту возглавила торговая и промышленная буржуазия, которая желала широкого представительства в Парламенте. Существовавшая избирательная система устарела.

Право посылать своих представителей в палату общин имели маленькие поселки, “боро”5 так называемые “гнилые местечки” (с населением иногда в несколько десятков человек), расположенные на землях крупных землевладельцев, а большие промышленные города, как Лидс и Манчестер, были лишены такого представительства. Даже от Лондона посылалось в парламент всего несколько человек.

Английская буржуазия, ловко использовав в своих интересах недовольство бедняков и направив его против лендлордов, добилась наконец закона (билля) об избирательной реформе. Правда, реформа дала буржуазии не так уж много мест в парламенте, но политическая власть землевладельцев была ограниченна. Молодой репортер оказался в самой гуще событий.

Очевидно, он присутствовал на главных парламентских битвах между 1832 и 1836 годами, когда проходила избирательная реформа и был принят закон о бедных (1834). Здесь, на галерее палаты общин, он учился презирать беспринципность обеих политических партий, консервативную юридическую систему современной Англии, Главное впечатление этих лет – враждебность официальной, господствующей государственной системы низам общества, где, по словам Маркса, “деспотизм капитала” и “рабство труда” достигли небывалой остроты.

Журналистская работа расковала писательский талант Диккенса. В феврале 1836 года “Очерки Боза” были опубликованы отдельной книгой и сразу стали популярны. Читатель узнавал себя и своих знакомых в пестрой массе лондонских типов. А вот юношей он затерялся в лабиринте мрачных тупиков Сити, где столько мелких адвокатских контор.

Там целыми днями корпят над бумагами клерки, ожидая часа, когда можно будет угоститься порцией баранины и стаканчиком эля за два с половиной пенса. Вот, наконец, он, молодой и способный репортер, бродит по Лондону. Любимый, прекрасный и страшный город. Жители его бедных кварталов тяжким трудом зарабатывают на хлеб, и так мало в их жизни радости!

Сколько невежественных, порочных и просто несчастных! У них дети плачут от голода и холода, у них описывают имущество за долги, их выбрасывают на улицу и забирают даже постель, на которой умирает больная мать семейства. Крайняя нужда ведет в работный дом, а там-тоже смерть, только медленная.

Какая отчаянная, бесчеловечная нищета! При виде ее содрогается даже помощник судебного пристава. Его ненавидят в этих убогих кварталах, а ведь он “только исполнитель чужой воли”, ведь он даже отдает свой обед голодным детям и его так ужасает женщина, которая бьет грудного ребенка: у нее от голода пропало молоко, а он все плачет и плачет. Вот нищая исполнительница песен.

Голоса у нее нет, но она кутает хилого ребенка в рваную шаль и поет: ребенка надо накормить. “Болезнь, одиночество, нужда чуть слышно повторяют слова развеселой песни. Слабый, дрожащий голос рассказывает страшную повесть нищеты и лишений; а если жалкая исполнительница той бесшабашной песни умолкнет, ее ждет смерть от холода и голода…”

Все это искренне волнует молодого репортера. Нередко, бродя по Лондону, он рассматривает входные двери и размышляет, что за люди живут за ними. В одном бедном доме поселились мать-вдова с сыном – переписчиком бумаг.

Сын зарабатывает скудные гроши – единственный источник их пропитания, но скоро и его не станет, юноша болен чахоткой. И последняя его просьба – похоронить его за пределами тесного, мрачного, душного города, улицы которого убивают.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткая хроника жизни Чарльза Диккенса