Краткая биография Твардовский
Осмысливая в зрелые годы свой творческий путь, А. Твардовский так определит его основную линию: “Самая личная и нелегкая тема- тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни”.
А. Т. Твардовский родился и вырос на Смоленщине, на небольшом хуторе недалеко от деревни Загорье. В автобиографии поэт вспоминает, что земля эта (десять с небольшим десятин, купленные отцом в рассрочку, все в мелких болотцах и кустарнике) “была дорога до святости”. Отец, единственный сын безземельного крестьянина, многолетним тяжким трудом кузнеца
Родная земля, отцовская кузница – своеобразный сельский клуб и “академия наук”; большая семья, родной дом, книги и песни, которые любил отец; заботливая и по-своему поэтичная труженица-мать; крестьянский мир, где радости, заботы, работа – все общее, – таковы истоки поэтического творчества Твардовского.
“Малая родина” становится импульсом и центральной темой произведений поэта. “Сельская хроника” – так называется цикл ранних
Мир, открывшийся юному поэту, был полон потрясений, борьбы, перемен, происходивших тогда в деревне и определяемых понятием “сплошная коллективизация”. На противопоставлении картин жизни прежней и нынешней, колхозной, построены многие стихотворения Твардовского 30-х годов (к примеру, “Смоленщина”, “Он до света вставал” и др.). В этих стихах центральный образ – хозяин, труженик. В них (как, к примеру, в стихотворении “Гость”) звучит пафос тяжелой, но радостной совместной работы.
Немало горьких размышлений о нелегкой женской доле (“Счастливая, одна из всех сестер…”, “С одной красой пришла ты в мужний дом”) встретится в стихах этого цикла. Запечатлеет поэт и доселе небывалое: награждение простой колхозницы высшим орденом (стихотворение “Встреча”).
В те же 30-е годы А. Твардовский, почти подростком уехавший сначала в Смоленск, а затем в Москву, открывал новый для себя большой мир. Так же, как и многие его сверстники, он пел (и в искренности поэта не стоит сомневаться) о своей “большой родине”, той, “что от края и до края, Во все концы. Во все края…” В стихах появляются новые герои: шоферы, летчики, военные, лирический герой – известный советский поэт (“Полет”, “Строитель”, “Невесте”, “Дети” и др.). Сыны Смоленщины, они вступили в “мир большой и трудный”, но не забыли родные края:
За тысячу верст От родимого дома Вдруг ветер повеет Знакомо-знакомо…
Свойственное молодости стремление поскорее выпорхнуть из родного гнезда; гордость родителей за успехи детей (“он летит за доброй славой”, “дело, что полегче, не ему под стать”); грусть расставания – эти мотивы лягут в основу целого ряда стихотворений Твардовского 30-х годов (“Мать и сын”, “Прощание”, “Сын”). Насколько точно поэт подметил начало сложного и противоречивого процесса ухода молодых из деревни, подтвердит проза 60-х-80-х годов (В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин и др.), которая вновь и вновь будет возвращаться к истокам и последствиям этого явления.
Пока же у Твардовского проблема обозначена, но конфликты не обострены, они обращены, скорее, в сферу нравственную. “Высоко, высоко ты поднялся,… Только знай, что отец-то один”, – сказано в стихотворении “Прощание”. Это напоминание в контексте 30-х годов имело особый смысл: все славили “отца народов”, да и сам поэт не избежал общих настроений, но нравственное чувство не дало ему забыть об отце родном, матери, брате.
В те годы прямое упоминание о трагедии семьи, которая была раскулачена и выслана (поэт в это время жил в Смоленске), лишь изредка прорывалось в поэзии Твардовского, например, в стихотворении “Братья”.
Эти мотивы с трагической силой зазвучат гораздо позже, в конце 60-х, когда Твардовский будет работать над циклом стихов “Памяти матери”, поэмой “По праву памяти”, стремясь “немую боль в слова облечь”. В 30-е же годы Твардовский не выражает сомнений в важности и значимости “новых дорог”, открываемых страной, людьми его поколения. Он верит, что дорога, начавшаяся у родного крыльца, “так и будет одною из самых На земле величайших дорог. Все, что мы возведем, что построим, – Все столетиям славу несет”.
Но важно, что и в ту не очень склонную к рефлексиям эпоху лирический герой Твардовского постоянно держит мысленный отчет за все, что сделано, перед дедом, отцом, матерью, земляками, родной землей.
Вехи истории страны, биографии народа становятся этапами личной и творческой судьбы Твардовского. 30-е годы, коллективизация. “Новые связи с иными краями”, открывшиеся с отъездом в Москву. Участие в войнах: походе советских войск в Западную Белоруссию (1939), финской кампании, Великой Отечественной войне.
Послевоенное знакомство с грандиозными стройками Сибири, Дальнего Востока и “трудная с прошлым разлука”, мучительное переосмысление истории, собственных идеалов, своей жизни. В период оттепели – смелая, нередко отчаянная борьба на посту главного редактора журнала “Новый мир” за право говорить правду о жизни, за настоящую литературу. Масштаб личности Твардовского, человека яркого гражданского темперамента, был таков, что он не просто впитывал и отражал общую биографию страны и народа, но и сам вписал в нее немало значительных страниц.
Развивая традиции предшественников, в первую очередь Н.А. Некрасова, Твардовский сформировался как поэт эпический, что не мешало ему быть ни по-своему лирическим, ни с течением времени все более философским.