Красота спасет мир. Сочинение по 130-м сонетом В. Шекспира
Сонеты В. Шекспира считаются одной из вершин мировой лирики. Сонет – форма, временами сложная для восприятия, еще более сложная к поэтическому восприятию. Это будто дополнительное ограничение формой, дополнительный вызов собственному миру, дополнительное испытание для автора.
Когда художник работает в какому-то жанре, выбор жанра повышает своеобразное “сопротивление материала” – т. е. слова. Сонеты, мы искренне захватываемся не только мысленным взором, переданным эмоцией, а и сноровкой художника, если уже такое понятие целесообразно
Так как, как на меня, искусство начинается не просто там, где к таланту прибавляется работа над словом, над линией, над звуком, но там, где этой работы не видно!
Творчество литературных гениев поразительно, – читая сонеты Шекспира, не задумываешься над сложной поэтической формой и сноровкой владения этой формой, так как естественность построения произведения завершена, что
Здесь, как говорят, ни прибавить, ни убрать. Изысканность сонетов, их звукового построения, на уровне движения эмоции было бы достаточно для звания замечательного поэта. Но Шекспир – к счастью, и это ни для кого не новость – Не является замечательным поэтом, поскольку является поэтом гениальным. “Сонет 130” захватывает, поражает и в чем-то шокирует. Это не завершенная простота, это шокирующая простота.
Это тот уровень поэзии, когда читатель не только говорит: “Это так, и это же произведение обо мне: я ощущаю то же, и говорит: “Это дествительно так, я же думаю так же!” Объединение эмоции и мысли – что может быть проще? И Что может быть тяжелее для поэта?
В то время как красота спасает мир, красоту спасает искренность. Уберите из этого текста все возражения: вообразим, что овалы плеч любимой лирического героя таки белоснежные, устами сравниваем с жемчугом, дыхание – ландыши, а шаги небесные. Много таких красивых стихов, но от них не всегда сердце забьется я от радости, что кто-то нашел в себе смелость и искренность высказать именно эти (твои, ох, насколько же твои!) мысли.
И сделал это совершенно с точки зрения художественного начала в произведении. Это удалось Вильяму Шекспиру.
Как на меня, из этого начинается любая гениальная поэзия: “Роз много я встречал всюду, и на ее лице не встречал…” и вместе с тем “все же она – наилучшая между теми, что славленые похвалами пустыми”. И даже не “начинается” – настоящая поэзия здесь и живет. В смелости высказать свое, высказать настоящее, высказать живое.
И высказать искренне. Не знаю, как там с красотой, которая спасет мир. Но относительно поэзии, которую тоже не плохо было бы спасти, то ее спасет не только красота, а и искренность.
Так как весьма часто Красоту путают с красивостью. Искренность, а тем более – искренность в красивом поэтическом тексте, – не перепутаешь ни с чем.