Красота и мистика в произведении Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”
Немецкий писатель-романтик, перу которого принадлежит такой шедевр, как символико-романтическая сказка-новелла “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” (1819). Основной конфликт произведения – противостояние писателя и филистера. Гофман переплетает реальную действительность и фантазию, земное и возвышенно-небесное, прекрасное и безобразное. Сказка-новелла построена по всем канонами романтической истории: здесь есть волшебник и фея, мечтательный поэт, прекрасная любимая поэта, есть глупые и ограниченные придворные.
Ирония, сатира,
В сказке-новелле “Крошка Цахес” действительность возникает в образе страны эпохи Просвещения. Гофман разоблачает с помощью всевластной иронии химерическое величие великих князей, используя средства фантастического гротеска. Это кукольное государство, где все похоже на бессмысленный маскарад,
Это всевластный министр, кавалер ордена зеленого тигра с двадцатью пуговицами. Гофман описывает его в карикатурно-комическом, приниженном плане.
Филистерство в нации символизирует комическая фигура профессора Моша Терапина, “апостола механизации жизни”, что изучает “птиц и животных в жареном виде”. Механическому миру кукол противостоит романтический мечтатель Бальтазар, который ищет спасение от пустоты филистерского существования в поэзии, в радостной симфонии природы. Это идеальный мир, где живут гармония, свобода. Только Бальтазар может освободить мир, так как он “одарен внутренней музыкой”.
Именно он рассказывает миру о любви соловья и красной розе, так как способен видеть тайны и красоту природы.
Здесь побеждает добро, как в настоящей сказке. Цахес гибнет, оказавшись в ночном горшке. В чем же загадка его судьбы?
Фея жестоко ошиблась, считая, что “внешний прекрасный дар” прорастет в его душе. “Но внутренний голос не проснулся. Твой вялый, жизненно несостоятельный дух не смог подняться “. Из этой сказки мы можем сделать такой вывод: жизнетворный дух – это дух художника, а филистерство – безобразное, это пародия на настоящую жизнь.
Живописность и музыкальность прозы Гофмана, романтическая ирония, химерическая выдумка и убедительная реальность в описаниях его фантазий восхищают уже не одно поколение читателей. Сам Гофман, например, рассматривал свою сказку “Крошка Цахес” как что-то значительно большее, чем игра романтической фантазии. Гофман в художественных образах раскрыл основной недостаток капиталистического общества, где работа и награда за нее распределены вопреки здравому смыслу.
Тогда как один работает, похвалы, деньги и слава достаются другому.
В своем произведении Гофман показывает жизнь небольшого городка и двора князя Пафнутия, при котором появляется безобразный карлик – Цахес. Маленький Цахес вызывает жалость феи Розабельверде и получает от колдуньи магический дар, который делает его всесильным. Все добрые поступки, все таланты других приписываются ему.
Три волоска, которые Цахес получил от феи в дар, будто воплощают в себе фетишизм золота, который передает свои блеск и ценность его обладателю. Содержание образов, созданных Гофманом, понятны нам: каким бы отвратительным не был Цахес, еще более отвратительными являются те общественные качества, что четко выступают в сказке, несмотря на ее фантастическую форму.
Однако Гофман безобразному княжеству противопоставляет мир “энтузиастов”, в котором распоряжаются фея Розабельверде и волшебник Альпапус. Романтик и мечтатель, студент Бальтазар в конце сказки дружится с любимой девушкой и торжествует над врагом Цахесом. Однако не торжество Бальтазара показано Гофманом как “грехопадение”: поженившись с Кандидой, Бальтазар входит в филистерский мир, который иронически представлен даром Проспера Альпануса – костром, в котором никогда не гаснет огонь.
Цахес уничтожен, и это не результат борьбы, а результат действия обычных сил. В реальной действительности, в изображении Гофмана, нет ничего из филистерства. Глупый, отвратительный мир, в котором уважали Цахеса, может быть преодолен, к сожалению, лишь чарами.