Красота человека – в его действиях
Поэма “Полет сквозь бурю” – это произведение, которое определило знаменательную веху в жизни Н. Бажана и обращается к героике подвига, к проблеме связи поколений. Именно оно раскрывает проблему высочайшего – на фоне жизни и смерти – испытание духовных сил человека. Сразу привлекает внимание своеобразность композиции поэмы. Это внутренний монолог семнадцатилетней Оксаны, которая морозной ночью перелетает линию фронта, чтобы работать радисткой в тылу врага.
Прошлое, отраженное в воспоминаниях Оксаны, ее современное, все,
Много опасностей ждет Оксану во вражеском тылу. И самое страшное для нее – это недоверие своих, которые посылают, однако, девушку для выполнения такой трудной задачи. Красота человека – в его действиях.
И Оксана идет на задание не для того, чтобы, как скажет Иван Фомич, “отплатить”, “предать”.
Не покачнись, не потеряй своей веры”. И она не покачнулась. И веру в людей не потеряла.
Хотя те испытания, которые выпали на ее судьбу, были в то время не по силам некоторым мужчинам. Чувство общности с эпохой и народом во время больших испытаний поставило девушку в первые ряды защитников Отчизны: “… так как знаю я, за
что и куда несу жизнь свою…”. В обстоятельствах смертельной опасности, преодолевая страх и одиночество, Оксана находит путь не только к людям, а и к самой себе. Она не губит свое “я”, а становится повелительницей его в чистейшем проявлении.
… я частица жизни неотделимая, Я буду жить! Земля! Народ мой!
Люди!
Так Николай Бажан сумел доказать, что красота человека – не в словах, которые он говорит, так как слова часто бывают обманными в делах человеческих, в служении родному народу. Николай Бажан укрепил позиции молодого украинского возрождения в 20-х годах, сумел избежать решеток, колючей проволоки в печально известных 30-х годах. Он стоял на страже украинской поэзии в 60-х годах XX ст. Главным наследием писателя были такие стили, как барокко и романтизм, элементы футуризма и экспрессионизма, и, в конце концов, реализм.
Н. Бажан весной 1968 года написал поэму “Дебора”.
В произведении рассказывается о далекой юности поэта, о искусстве Леся Курбаса, который со своим театром “Кийдрамте” приехал в 1921 году в Умань. Именно этому талантливому основателю театральной студии удалось вернуть к жизни девушку, над которой издевались бандиты атамана Стецюры.
Конечно, говорить о фигуре Леся Курбаса, уничтоженного позднее на Соловках, в начале 1968 года было довольно опасно. А Бажан показал его как художника, учителя, человека, чья гипнотическая художественная сила вернула Дебору к полноценной жизни, а в душах студийцев зажгла огонь творчества. Видения юности исчезают, и поэт видит ужасный ад на родной украинской земле.
Перед читателем – подсолнечник, который тянется несмело к небу. Жизнь побеждает смерть. Автор рассказывает о гибели героини в страшной Сухой Балке.
Но она остается живой в памяти близких: “Такой и сама Дебора ты была, Такой ты есть, Да, есть!”. Образ девушки привлек внимание критиков. Дебора, кстати, в Библии – пророчица, которая подняла своих соотечественников на борьбу с завоевателями.
Долго не печатали эту поэму. Как вспоминал писатель Семен Журахович, во время одной из последних встреч Николай Платонович с болью сказал: “Вот чего уже не придется дождаться, так это увидеть “Дебору” в книжке”.
Больше семнадцати лет поэма шла к читателю. Лишь после смерти писателя была напечатана в четырехтомном сборнике его произведений. Произведение еще раз подтвердило небудничный характер наследия Н. Бажана, которое вобрало в себя философскую углубленность, предметность и основательность реалистического словесного рисунка, преимущество эпического над лирическим, скульптурную выразительность слова.