“Красный цветок” Гаршина



В 1883 году писатель завершил лучшее свое произведение – рассказ “Красный цветок”, который стал как бы символом его жизни и творчества. Так же как в сказке “Attalea princeps”, здесь соединены два плана – реальный и фантастический. В саду лечебницы для душевнобольных, куда помещен герой рассказа, растет необычайно яркий алый мак.

В воображении больного человека цветок становится олицетворением вселенского зла. “При первом взгляде сквозь стеклянную дверь алые лепестки привлекли его внимание, и ему показалось, что с этой минуты

он вполне постиг, что именно он должен совершить на земле.

В этот яркий красный цветок собралось все зло мира. Он знал, что из мака делают опиум; может быть, эта мысль, разрастаясь и принимая чудовищные формы, заставила его создать страшный фантастический призрак”. И несчастный задается целью сорвать и уничтожить цветок, при этом он прилагает нечеловеческие усилия, чтобы вырваться из больничной палаты, разогнуть железные прутья, закрывающие окно.

Но сорвать и уничтожить цветок ему кажется недостаточным: “…нужно было не дать ему при издыхании излить все свое зло на мир. Потому-то он и спрятал его у

себя на груди. Он надеялся, что к утру цветок потеряет всю свою силу.

Его зло перейдет в его грудь, в его душу и там будет побеждено или победит – тогда он сам погибнет, но умрет как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира”.

Так поступок душевнобольного приобретает в рассказе характер героической битвы с мировым злом. Короленко по этому поводу писал: “С грустной улыбкой автор говорит нам: это был только красный цветок, простой цветок красного мака. Значит – иллюзия.

Но около этой иллюзии развернулась в страшно сгущенном виде вся душевная драма самоотречения и героизма, в которой так ярко проявляется высшая красота человеческого духа”.

“Attalea princeps” и “Красный цветок” свидетельствовали о многоплановости творчества Гаршина. Наряду с удивительной достоверностью многих рассказов (“Четыре дня”, “Из воспоминаний рядового Иванова” и др.) нравственно-этические обобщения его творчества придают ему характер философского реализма.

“Красный цветок” увеличил популярность Гаршина и повысил авторитет его в литературной среде. Как вспоминал один из его друзей: “Его окружало всеобщее уважение, он возбуждал единодушную любовь у всех, кто видел его однажды”. Тургенев в одном из писем назвал Гаршина своим преемником. “Его любил Лев Толстой и считал самым выдающимся писателем нового поколения… сверстники и товарищи-писатели любили его как брата; несмотря на свой громадный успех, он ни в ком не возбуждал чувства зависти, у него не было ни одного врага, да и странно было бы представить себе врага Гаршина, и его талант признавался в самых противоположных лагерях нашей печати”.

В то же время жизнь писателя осложнялась, прежде всего, материальными трудностями. Литературных гонораров не хватало на то, чтобы обеспечить себе и жене сносное существование в Петербурге. Гаршин вынужден был совмещать литературную работу со службою в управлении железных дорог, “…заниматься писанием, творчеством приходилось Всеволоду Михайловичу по утрам, до ухода на службу. Какая это была работа, когда ежеминутно смотришь на часы; дабы не опоздать к занятиям!.. вот-вот охватывали его вдохновение, творческий жар; но тут все надо было бросать, насильственно отрываться от письменного стола, спешить с туалетом и поскорее бежать на службу”.

Естественно, что писать становилось все труднее, особенно при его скромности и требовательности к себе. Кроме того, писателя чрезвычайно угнетали политические репрессии в отношении интеллигенции. В 1884 году были закрыты “Отечественные записки”, затем арестованы Протопов и друг Гаршина – Эртель.

Кроме того, как отмечали знавшие его, “житейская грязь, людское недоброжелательство, зависть, эгоизм, разнузданность страстей поражали его на каждом шагу…”. Гаршин мучительно воспринимал социальную несправедливость, нравственные пороки современного ему общества и собственное бессилье в борьбе с общественным злом.

В посмертной статье о Гаршине А. Леман писал: “Нежное, чуткое сердце, пламенная чистая душа, глубокое понимание ужасов жизни, вера в человека и беспрерывное каждодневное оскорбление этой веры, желание очеловечить людей и сознание слабости своих сил… были для него источником постоянных обильных мучительных терзаний”. Все это усугубило тяжелую душевную болезнь писателя, приведшую его к трагической гибели.

В творчестве Гаршина все частные проблемы демократической литературы того времени были сведены к одной общей проблеме – социального зла, страстный, романтический протест против которого составлял нерв его произведений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Красный цветок” Гаршина