КОСМОС ПРОТИВ ХАОСА



Что такое миф?

Помнишь: мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Это сказка.

А если бы яичко не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в солнце или в луну?

Тогда, скорее всего, это была бы не сказка, а миф.

Мифы есть у всех народов. Миф рождается вместе с языком, вместе с сознанием человека как первый проблеск мысли, пытающейся сопоставить близкое с далеким, понятное с непонятным. Сопоставить, чтобы объяснить, кем создан мир и человек, как появилось небо, а на нем солнце, звезды, луна.

Мифические объяснения

нам кажутся фантастичными и сказочными.

Они не казались такими тем людям, которые творили Мифы. В миф безусловно верили. Этим он отличался от сказки. Сказка – ложь, вымысел.

Миф – правда. Первоначально в мифе было заключено все знание, каким обладал человек. Он вмещал в себя все, что позже разовьется в религию, искусство, науку, философию.

В этом смысле миф синкретичен.

Это слово нам уже встречалось, но по другому поводу. По какому? Когда мы говорили о древнем обряде, нераздельно соединившем в себе танец, музыку, слово.

Миф тоже синкретичен, поскольку в нем все будущие формы сознания

слиты и неразличимы.

Понятие:

Миф – первое творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и пытающегося объяснить его. В более позднем значении миф – это рассказ о богах и о героическом начале человеческой истории.

В любом музее есть скульптуры, изображающие греческих богов и героев. Они могли быть созданы две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции или сто-двести лет назад в любой европейской стране. Образец красоты и совершенства, найденный в античности, по сей день называют классическим.

Понятие:

Слово “античность” восходит к латинскому “antiquitas”, означающему “древность, старина”. Говоря об античности, подразумевают Древнюю Грецию и Древний Рим – культурное прошлое, общее для всей Европы.

Тот, кто хочет свободно чувствовать себя в европейском искусстве, не может обойтись без знания хотя бы основных событий и имен античной мифологии. Иначе стихи Пушкина и Тютчева придется читать со словарем, чтобы узнать, кто такие Зевс и Геракл, Венера и Марс.

Греческие боги и сейчас кажутся прекрасными. Такими мы их помним.

Но не такими они были при своем рождении. И греческие мифы первоначально были не такими, какими их хранит память европейского искусства.

Как современный человек знакомится с античной мифологией? Чаще всего, читая книгу Н. А. Куна “Легенды и мифы Древней Греции”. Она неодно­кратно издавалась.

Ее обязательно нужно прочесть. В ней ученый стройно и увлекательно восстанавливает весь греческий пантеон (от греч. слов “пан” – все и “теос” – бог). Открывая ее, ощущаешь себя вошедшим в греческий зал современного музея.

Однако мы договорились, что попытаемся читать тексты исторически, различая в них глубину и движение. В таком случае необходимо помнить, что совершенство классических богов это не весь греческий миф, а лишь его заключительная часть. Боги не сразу стали прекрасными, а было время, когда богов вовсе не было.

Первым объектом поклонения для человека была природа. Она представлялась ему живой и радостной. Из нее родились боги.

Цитата на поля:

“Боги Греции” – так называется знаменитое стихотворение немецкого поэта Фридриха Шиллера. На русский язык его перевел не менее замечательный поэт – Афанасий Фет:

Здесь на высях жили Ореады,
Без Дриад – ни рощи, ни лесов,
И из урны радостной Наяды
Пена прядала ручьев.

Шиллер перечисляет нимф – природных божеств, которых греки различали по месту их обитания. Для гор – Ореады, для деревьев – Дриады, для рек – Наяды. Каждое место охраняет своя нимфа, открывающая доступ человеку, если он умеет войти так, чтобы не нарушить природную гармонию.

Да, поклонение природе явилось для человека первой верой. В этом поэт прав. Но нимфы и другие прекрасные божества не были первыми образами, созданными этой верой.

На первой стадии человек одухотворял саму природу, поклонялся животным и растениям. Эту веру называют анимизмом.

Понятие:

Анимизм (от латинского анима – душа) – ранняя стадия мифологического мышления, когда одушевление природы еще не привело к созданию человекоподобных богов.

К тому же первое впечатление от общения с природой не было светлым и радостным. Она не столько пленяла и восхищала, сколько пугала и представляла для человека смертельную опасность. Вот почему в своем воображении он населил ее чудищами, демонами.

Круг понятий:

Миф:


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

КОСМОС ПРОТИВ ХАОСА