Коррекционно – развивающие и дидактические игры на уроках математики



Дидактические игры на уроках математики Хисматова Мавлия Агзамовна. Учитель высшей категории, Савинский детский Дом – интернат для умственно отсталых детей Город Йошкар-Ола. Республика Марий Эл.

Данная разработка может быть полезна педагогам коррекционных школ VIII вида в начальных классах в процессе формирования у детей с нарушением интеллекта математических представлений. Методическая разработка. Коррекционно-развивающие и дидактические игры на уроках математики. Трудности в усвоении учебного материала учащимися с нарушением

интеллекта нередко приводят к снижению интереса к учению.

Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а эти функции у наших детей резко снижены. Поэтому, каждый урок должен на коррекционно-развивающей основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приемы и дидактические игры на всех этапах урока. В начале урока. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на серьезную

работу.

Игра “Точки”

Цель : Развивать объем внимания.

Описание игры: Заранее подготовить и дать каждому ребенку пустой квадрат, поделенный на девять одинаковых частей. Учитель показывает учащимся квадрат, в котором определенным образом расставлены точки в течение 1-2-х секунд. Дети должны внимательно посмотреть на образец и постараться точно также расставить точки в своих карточках. Даю всего 6-7 заданий.

В течение урока. Игра “Найди нужную фигуру” Цель : Развивать способности к переключению внимания, концентрации внимания, логического мышления.

Описание игры: Заполнить пустые клетки в таблице, поставив в них нужную карточку с фигурой. Для этого необходимо установить закономерность, по которой расположены фигуры в данной таблице. У всех детей индивидуальные карточки с разными заданиями. На одном уроке дети выполняют 1-2 задания.

В конце урока. Игра “Цепочка” Цель : Развивать распределение внимания, объем внимания и кратковременную память.

Описание игры: У каждого ученика карточка, на которой нарисованы пустые кружочки, соединенные стрелками в цепочку. В кружочки нужно вписать числа. Они могут быть любыми, могут даже повторяться. Но строго должно выполняться одно правило: стрелка идет от меньшего числа к большему.

Задания также у всех разные.

Также наши дети выполняют графические диктанты. Придумываю диктанты сама, придавая конечному результату определенную форму. Затем прошу детей внимательно посмотреть на полученную фигуру: “На что это похоже, как можно ее назвать?” У нас получались: “Винни”, “Форт “Боярд”, “Самолет”, “Бассейн” и т. д. Здесь чувство благополучия, успеха испытывают дети, которые в первое время затрудняются выполнять арифметические операции сложения и вычитания.

При изучении чисел первого десятка используем материалы книгопечатных изданий для дошкольников типа “Игралочка” Для образовательных учреждений в адаптированном виде. Разница в том, что нашим детям нужно неоднократно выполнять одно и то же задание. Поэтому нам приходится превращать эти пособия в пособия для многократного использования.

Для этого пособия необходимо оклеить прозрачным скотчем.

По той же технологии изготовляются и другие материалы для дидактических игр.

Например, при изучении нумерации чисел проводятся игры:

1. “Соседи числа”.

2. “Засели домик”.

3. “Сбежавшие числа”.

4. “Кто в домике живет?”.

5. “Веселый счет”.

6. “Чет – нечет”.

7. “Цепочка”.

При изучении темы “Сравнение чисел по величине” и “Соответствие числа количеству” проводится игра “Поставь знак”.

Для того чтобы усвоить состав чисел проводятся игры:

1. “Дополни до 10, (9, 8, 7 …)”.

2. “Заселим домик”.

В процессе изучения арифметических операций сложения и вычитания будут уместны дидактические игры:

1. “Математическая дорожка”.

2. “Меткий стрелок”.

3. “Верни число”.

4. “Верни знак”

5. “Живые примеры”.

Последняя игра может быть проведена вместо физкультминутки, если в классе немного учеников.

Материал игры: карточки с числами и математическими знаками.

Содержание игры:

Вариант 1. К доске выходят четыре ученика. Каждому вручается карточка с цифрами или с математическими знаками. Ученики должны, держа в руках цифры или знаки, встать так, чтобы получился математический пример. Учащиеся решают пример, и тот, кто это сделал раньше всех, выходит к доске и с ответом со знаком равенства.

Остальные проверяют.

Вариант 2. Неизвестным компонентом является знак математического действия.

Вариант 3. Неизвестным компонентом может быть слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

Дети с умственной отсталостью долго вникают в суть, и все учащиеся тратят разное количество времени на то, чтобы выполнить задание правильно. Учащиеся делают неоднократные попытки на своих карточках, потому, что есть возможность стереть и начать все сначала. Дети пишут фломастерами, на столах у них лежат влажные тряпочки, чтобы стирать написанное.

В последующих классах игр становится меньше, а программа сложнее. Поддерживать интерес к предмету бывает трудно. Поэтому, даже решение обычных примеров мы превращаем в игру-соревнование.

Примеры пишутся на карточках.

Карточки поделены на три подгруппы по сложности заданий. Но даже внутри одной подгруппы нет карточек с одинаковыми заданиями. Это касается всех игр – и коррекционных и дидактических, которые освещены в данной разработке.

Таким образом, дети вынуждены проявлять самостоятельность, ведь списать не у кого и рассчитывать приходится только на свои силы.

Решив все задания, учащиеся пишут свои фамилии на обороте карточки, а в следующий раз уже получают более сложные примеры и задания. Самые отличившиеся дети на время становятся “маленькими учителями” и проверяют работы своих одноклассников.

Эффективность данной методики апробирована в условиях нашего учреждения. Применение дидактических игр и упражнений в сочетании с другими методами и приемами способствует более осознанному усвоению учащимися с нарушением интеллекта программного материала по элементарному счету, вырабатывает у детей самостоятельность, формирует мотивацию к обучению.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Коррекционно – развивающие и дидактические игры на уроках математики