Контрольная работа. Изложение с творческим заданием

Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ. Оборудование: словарь (запись на доске); опорные слова к тексту; план к изложению (при необходимости). ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний В чем особенности вида работы “изложение”?

– Какие виды изложения бывают?

– Что такое творческое задание?

II. Постановка целей и задач урока Учитель. Сегодня вы попробуете свои силы в

написании изложения с творческим заданием. Учтите разные его виды.

Будьте внимательны к построению письменной речи и грамотному изложению.

III. Объяснение нового материала 1. слово учителя (Учащиеся записывают тезисы в тетради.) Виды творческих заданий – Виды заданий могут быть ранжированы по сложности: от элементарного ответа на вопрос по тексту до развернутого рассуждения по поводу затронутой автором проблемы; от введения в текст незначительного по объему описания (местности, явления, человека, животного) до развернутого описания (внешности человека с элементами характеристики). Различают такие

виды творческих заданий в зависимости от поставленной задачи (изменения структуры текста): дополните текст, введите в текст, продолжите текст, выскажите свое мнение…

Требования К творческому заданию предъявляются такие требования (на 12 баллов): выразить собственное мнение, сопоставить его с авторской позицией и мнением своих одноклассников, собственным жизненным опытом, подбирая убедительные доказательства для подтверждения своей мысли. Учитывается наличие в работе богатства словаря, точности словоупотребления, стилистического единства с авторским текстом изложения, грамматической грамотности. Содержание творческого задания (Учащиеся записывают в тетради.)

– Опираться на свой жизненный опыт; – опираться на жизненный опыт друзей, знакомых; – проводить параллель с различными видами искусства (живопись, литература, музыка…); – приводить высказывания общественного мнения (газеты, телевидение); – избегать сложных конструкций предложений; – заменять сложные в написании слова более легкими; – следить, чтобы основные тематические слова не повторялись, заменять повторы синонимами; – следовать единому стилю (избегать сленга, разговорного стиля); – стараться сделать творческое задание оригинальным, но не переусердствовать.

IV. Работа над текстом изложения 1. словарная работа Вектор – (спец.) – изображаемая отрезком математическая величина, характеризующаяся численным значением и направлением.

2. первое чтение текста изложения учителем НАШ ПУШКИН – Национальный МИФ Сейчас Пушкина читают мало – и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Пушкина читали немногие по причине неграмотности большинства жителей России.

Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и вовсе не знакомых с его творчеством. Популярность эта возникла сказочным образом, появился ряд “мифов о Пушкине”. Среди неграмотных людей в России бытовали слухи о Пушкине как о народном герое.

Говорили, что именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь прислушивался к его мнению. По второй версии, Пушкин умер не на дуэли, а… в темнице, закованный в цепи за стремление освободить крепостных крестьян. Были и совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего.

Но другие слухи гласили, что Пушкин не леший, а наоборот – Божий угодник. В советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, разумеется, изменилась. Французским крестьянам и советским колхозникам был задан вопрос: кто самый главный поэт их народа. Ответы русских были просты и очевидны: главный поэт – Пушкин.

А у французов главного поэта нации определить не получилось.

Поэтому я всегда говорю, что Пушкин – это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как сосредоточение важнейших национальных ценностей и смыслов. Сейчас бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает чаяниям современного читателя.

Причем так думают люди, плохо знающие творчество Александра Сергеевича. Очень жаль, что современные мальчики и девочки, такие умные, талантливые, могут лишить себя этого бесценного дара – классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века. Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него.

Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком. 298 слов (По В. Непомнящему)

Творческое задание Дополните текст рассуждением о том, чем для вас является А. С. Пушкин.

3. Беседа

– Определите тему текста. – Какую цель ставил автор, создавая текст? – Каким стилем написан данный текст? (Публицистическим) Докажите это. – Каков тип текста? – Назовите микротемы материала. – Назовите опорные слова предложенного текста. – Лексика какого типа присуща тексту? (Высокого) – Почему?

Опорные слова и словосочетания Национальный миф; культурное развитие; популярность; грамотность, сказочные истории, устареть, творчество Александра Сергеевича, классическая литература, бесценный дар, остаться человеком. 4. составление плана к тексту

V. Написание изложения

VI. Итог урока
Интерактивный прием “микрофон” Дополните фразу. “Сегодня я узнал (научился, попробовал написать)… ” VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику. 2. Принести газеты с интересными статьями на следующий урок.

Таинственные Приметы В ЖИЗНИ ПУШКИНА

В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным… я часто слышал от него самого об этом происшествии. Он не раз сказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании. Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться.

Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича.

(По С. Соболевскому)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Контрольная работа. Изложение с творческим заданием