Конспект урока в 2 классе «Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой»

By admin

Автор работы : Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Курской области

Урок риторики во 2 классе

Тема: Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой.

Планируемые результаты:

Предметные

Обучаемый научится:

Правильно использовать в своей речи мимику и жесты;

Развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;

Расширить понятийную базу.

Метапредметные

Регулятивные

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные:

Выделять и формулировать

Познавательную цель с помощью учителя;

Коммуникативные:

-задавать вопросы;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

-сформированность социальных мотивов-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

-воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Характеристика деятельности учащихся:

-побывать в роли исследователя;

-классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.

Система оценки:

-самооценка;

-оценить деятельность обучающихся.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Музыкальное сопровождение. Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: » Дети, нравится вам такой учитель?»

Звучит веселая музыка. Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуете, ребята!» А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?»

— Что помогло мне более выразительно показать вам мое внутреннее состояние?»

(мимика)

— А кто знает, что такое мимика?

(движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)

— Для придания нашей речи большей выразительности с помощью движения рук используют жесты.

— Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг (слайды).

— По каким признакам вы это определили?

(рот, глаза, брови)

— Покажите на своих лицах то, что я скажу. (радость, испуг, удивление, грусть).

— Все это — мимика. Для придания нашей речи большей выразительности используют жесты.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).

Дети делают вывод:

-Тема нашего урока — «Мимика и жесты».

Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания).

-Один и тот же жест может иметь разные значения.

-Каким жестом пользуются изображения здесь люди? (слайды из презентации)

Пальцем показываем тихо. (изображение)

Предупреждение об опасности. (изображение)

Наказание. (изображение)

Реализация построенного проекта.

-Если умело использовать жесты и мимику, то наша речь будет долее выразительная, что позволит говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.

-Иногда слово можно заменить жестом.

1. Дневник — отметка «пять» (изображение)

2. Показать рукой (изображение)

-Слова приветствия и слова прощания обычно сопровождают жестами.

Жест: раньше снимали шляпу, когда здоровались с женщиной.

-Кто хочет показать? (желающий у доски)

-Слова прощания сопровождаются соответствующими жестами: рукой (показать).

-А сейчас (показываю руками «встать» и «сесть»)

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа со сказкой «Цыпленок» К. И Чуковского

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы послушайте ее и скажите, все ли вам ясно и понятно? (рассказываю сказку без жестов и мимики до середины).

-Все вам понятно?

-А теперь… (рассказываю сказку с мимикой и жестами). Теперь понятнее стало?

-Я предлагаю вам рассказать начало сказки, используя жесты и мимику (желающие).

-Молодцы! А теперь послушайте конец сказки (на экране появляются соответствующие слайды). На словах » Мама приласкала цыпленка» я делаю паузу и предлагаю детям изобразить с помощью жестов маму.

Разминка музыкальная

— Знаете ли вы сказку С. Я. Маршака «Теремок»?

— Кто главный? (дети перечисляют)

— Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты (включается музыка «лисы», «медведя», «ежика»).

Первичное закрепление во внешней речи.

-Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные, лишние движения: ненужная улыбка во время ответа, лишнее движение рук — одергивание курточки, покручивание пуговиц. Все это мешает слушать. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время урока.

Это лишние жесты, мимика. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые рассказчик постоянно повторяет: ну, значит, вот это… Посмотрите на доску и скажите, какие жесты и мимика будут лишними? Почему? (Слайды: неопрятный мальчик у доски, девочка дразнится на уроке)

— Вспомним русскую народную потешку «Идет коза рогатая».

— Представьте, что вы ее рассказываете своим младшим братикам и сестричкам. Какие жесты и мимику вы будете использовать?

— Молодцы!

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Ребята! Посмотрите внимательно. Как ведет себя Хрюша — Задира. Почему его так зовут? (рисунок на доске)

— Представьте себе, что вас попросили рассказать о Хрюше — Задире. Расскажите, используя жесты и мимику.

1) Дразнит петуха (хвост),

2) Зайца (уши),

3) Собаку (кость),

4) Собака дразнит Хрюшу,

5) Хрюша жалуется маме, что его дразнят.

— Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.

Физкультминутка.

Игра «Каравай»

У нас есть именинник. Сейчас мы его поздравим и споем «Каравай», используя жесты, изображающие высоту, нижину, толщину, ужину.

Включение в систему знаний и повторение.

— Игра «Что такое? Кто такой?» (пантомима)

Желающих 2 человека по очереди перед всем классом изображают:

Прыгает на скакалочке;

Больной у зубного врача.

IX Рефлексия учебной деятельности.

-Передайте свое настроение на бумаге. Рисовать мы будем по — сырому: губкой надо намочить весь лист, а затем быстро, пока не высохло, кисточкой передать ту цветовую гамму на бумаге, которая ассоциируется с вашим настроением.

-Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).

-Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими моими помощниками, а запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке нам поможет фотоаппарат.. (Производится фотосъемка).