Конспект урока “Состав и строение атома”
Тема: Состав и строение атома.
Образовательная : сформировать представления о строении атома; дать понятие протон, электрон, нейтрон.
Развивающая : характеризовать элементарные частицы (протон, электрон, нейтрон); определять элементарные частицы атома; развивать стремление самостоятельно добывать знания.
Воспитательная : воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся.
Этапы урока
I Организация начала урока
Цель
II Актуализация опорных знаний
Цель : Активизировать деятельность учащихся на выявление опорных знаний (существование химического элемента в трех формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества; уметь определять порядковый номер химического элемента и его относительную атомную массу при помощи “Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева”).
Ребята! Вы можете дать определения следующим понятиям?
Химия (это наука
Физическое тело (это все то, что нас окружает)
Вещество (это то, из чего состоит физическое тело)
Из чего состоит большая часть веществ? (из молекул)
А чем образованы молекулы? (атомами)
А что входит в состав атома?
Вот чтобы ответить на этот вопрос нам и поможет тема сегодняшнего урока.
И так тема: “Состав и строение атома”
Зная состав и строение атомов химических элементов, мы можем определить свойства веществ, а следовательно, их применение.
Медь – металла, проводит электрический ток – электропровода.
Алюминий – металл, легкий, самолетостроение.
Алмаз – образован атомами углерода, самый твердый, стеклорезы, сверла.
Графит – образован атомами углерода, мягкий, самый тугоплавкий твердые смазки, стержни карандашей.
Сегодня мы познакомимся со строением атома, с его элементарными частицами (протон, электрон, нейтрон), научимся определять элементарные частицы атома.
Для работы нам потребуется лист с наглядным материалом, он называется также как и тема нашего урока и рабочий лист учащегося, не забудь те его подписать.
Ребята! Вспомните, пожалуйста, в каких формах существует химический элемент?
Свободные атомы
Простое вещество
Сложное вещество
Что показывает относительная атомная масса? (Во сколько раз масса данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода)
1 этап
Для тог, чтобы понять, как вы умеете использовать эти знания, я вам предлагаю выполнить задание № 1 на листе с наглядными материалами.
Даны следующие химические элементы:
P (фосфор), O2 (кислород), K2O (оксид калия), K (калий), N2 (азот), NaCl (хлорид натрия), S (сера).
Задание.
Определите форму химического элемента.
Определите порядковый номер химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.
Определите относительную атомную массу химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.
Обменялись друг с другом листами, проверили, а затем сверили с правильным ответом на доске.
III Изучение нового материала
Цель : сформировать представления о строении атома; дать понятие протон, электрон, нейтрон.
Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого “атом” означает “неделимый”. Но благодаря научным открытиям: физика Стони, Джозефа Томсона, Жана Перрена, Анри Беккереля и Эрнеста Резерфорда доказано, что атом сложная частица.
2 этап
Задание № 1
Рассмотрите планетарную модель строения атома:
1. Допишите предложения.
2. Ответьте на вопрос: Почему модель атома называется планетарной?
В центре атома находится положительно заряженное………….., которое состоит из элементарных частиц…………………… и………………………..
Заряд ядра равен числу………………..в нем.
Вокруг ядра с большой скоростью движутся отрицательно заряженные…………….. по…………………………………………………….