Конспект урока русского языка в 9 классе “Понятие о глаголе. Значение глагола. Роль глагола в речи”

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат”

Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Понятие о глаголе. Значение глагола. Роль глагола в речи.

Цель : Знакомство с глаголом как частью речи, его значением, ролью в речи.

Задачи:

1. Находить глаголы в тексте в устной и письменной речи, учить ставить к ним вопросы;

2. формировать

умение правильно определять роль глагола в предложении;

3. развивать орфографическую зоркость;

4. воспитывать интерес к языку;

5. способствовать формированию навыков самоанализа и самоконтроля.

Оборудование: Карточки с дифференцированными заданиями, опорные таблицы по глаголу, записи на доске.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Друзья мои! Внушайте людям веру!

И чаще Говорите : “Добрый день!”

И Следуйте Хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей!

– Как еще можно приветствовать знакомых утром, днем, вечером?

– Назовите глаголы, которые

выражают просьбу, совет.

II. Чистописание.

Раскрыть скобки, объяснить правописание приставок и предлогов:

Язык (до) Киева (до)ведет.

Хорошее слово (до) сердца (до)йдет.

Бежал поток проворный.

– Что пишется с глаголами: предлог или приставка? Как пишется приставка?

III. Сообщение цели урока.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

– Назовите слова, которые обозначают действия.

– Как называются такие слова?

– Для чего нужны глаголы в речи?

(сообщение учителя о происхождении, образовании глаголов, их значении, роли в речи)

IV. Работа по теме урока.

– Читаю текст без глаголов.

Я страшное дело, какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи (решаю), на скрипке (играю),

Сынишку соседки в коляске (катаю).

Я пряжу (мотаю) и хлеб (покупаю),

И на стадионе голы (забиваю).

Укроп (поливаю), кусты (подстригаю),

И чисто-пречисто весь двор (подметаю).

Дорожки в саду я песком (посыпаю),

А после работы в тени (отдыхаю).

– Можно ли назвать это текстом? Почему?

– Что передают глаголы? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них в жизни?

– Вставьте глаголы в нужной форме из списка на доске.

Решать, играть, катать, мотать, покупать, забивать, поливать, подстригать, подметать, посыпать, отдыхать.

V. Закрепление изученного.

Допиши пословицы. Для этого к выделенным глаголам под Бери противоположные по значению (работа на карточках, взаимопроверка)

1. Думай, где надо Сказать, А где Про ___________________________________

2. По одежке Встречают, По уму Про_ ____________________________________

3. Дело спорится: что Сошьется, То и рас __________________________________

4. Когда голова Работает, Язык От_______________________________________

5. Добро Помни, А зло За_ ______________________________________________

6. Ласточка день Начинает, А соловей За __________________________________

Подумай и запиши в скобках тему каждой пословицы: Про Щение; народная

Примета; что в человеке важнее; вред поспешнос Ти; польза раздумья; культура поведения.

VI. Самостоятельная работа в парах (карточки).

– Соедините стрелками глаголы, близкие по значению:

Прыгал спешил

Торопился скакал

Достал промолвил

Сказал вытащил

Спал мчался

Бежал дремал

VII. Итог урока. Оценки.

– Выразите свое отношение к уроку при помощи следующих глаголов:

Узнал выучил научился услышал заинтересовался потрудился познакомился (не) понял

VIII. Задание на Дом.

С. 116-117, № 150.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока русского языка в 9 классе “Понятие о глаголе. Значение глагола. Роль глагола в речи”