Конспект урока русского языка в 8 классе “Сопоставление разделительных Ъ и Ь”

Урок русского языка в 8 классе.

Тема “Сопоставление разделительных Ъ и Ь”.

Учитель: Имайкина М. Р.

Цели:

Коррекционно-образовательные: углубить и расширить знания учащихся о ъ и ь и их употребление на письме; формировать навык владения орфограммой; научить сопоставить ъ и ь;

Коррекционно-развивающие: концентрировать внимание на материале урока путем постановки познавательных задач; выработать орфографическую зоркость; развивать умение работать с опорными схемами;

Коррекционно-воспитательные: формировать аккуратность при выполнении письменных работ, интерес к предмету.

Ход урока.

Орг. момент.

Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории (слайд 1). Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. ( Слайд2 )

-Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково?

– (Ъ и Ь)

– Совершенно верно. Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ь, а вторая лаборатория изучает слова с разделительным Ъ( Слайд3 ).

3. Новая тема.

( Работа в группах. Учитель читает стихотворение.)

– Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку мягкому промолвил твердый знак.

– Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

– Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

Знак мягкий твердому на это отвечал.

– Ты тверди груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву ять тебя из азбуки из азбуки изъять!..

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова-

Услышав этот спор, сказала буква А.

– вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

– Что общего и чем интересны эти буквы? В чем их различие? На эти вопросы мы найдем ответы, проведя исследование. ( Каждая группа получает задания, Слайд 4)

1 группа 2 группа

Съезд объяснить соловьи бьется

Подъем съежился друзья шьют

Съемка подъехать платье вьюга

Объявление предъюбилейный судья обезьяна

Детям раздаются опорные схемы:

Разделительный мягкий знак

Пишется после согласных перед гласными Е, Е, И, Ю, Я

Платье серьезный

Ручьи обезьяна

Разделительный твердый знак

Пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е, Е, Ю, Я

Подъезд предъюбилейный

Подъем объяснение

Команды готовятся к выступлению по плану:

В какой части речи находится Ь (Ъ);

Перед какими буквами стоит Ь (Ъ);

Для какой цели служит Ь (Ъ);

( Учитель заслушивает выступления детей, а затем на экране появляется схема ( Слайд 5 )).

Закрепление.

1) – Вы прекрасно справились с теорией. А сейчас займемся практической работой. Вы будете получать новые слова. (На экране записаны слова.

Слайд 6).

– Первая группа образовывает слова с разделительным Ь, а вторая группа – с разделительным Ъ.

1 группа 2 группа

Полет – обели –

Семя – обели –

Коля – семка –

Уля – обедать –

( Взаимопроверка).

2) – Настоящие ученые должны быть не только творческими, но и очень наблюдательными. Выпишите из стихотворения слова с Ъ в один столбик, а с разделительным Ь во второй столбик.( Слайд 6 )

Все вокруг об_ яты страхом:

Раз_яренный людоед

Об_явил, что с_ест сегодня

Замечательный обед.

В сверх_естественной тревоге

Все звер_е уносит ноги.

Даже нес_едобный ежик

С_ежился от страха тоже.

Раз_яренный людоед

Мигом с_ел мешок конфет,

Закусил печен_ем плотно.

Он от_явленный злодей,

Но совсем не ест животных

И не трогает людей.

( Дети правильно выполнившие задание по очереди выходят к доске и записывают по одному слову с разделительным Ь и Ъ, объясняя их написание по опорным схемам).

– Какие наблюдения вы сделали? Что нам подсказывают разделительные Ь и Ъ?

3) – Поставьте на свое место разделительные Ь и Ъ, объясняя их написание.( Слайд 7 )

Ч



Конспект урока русского языка в 8 классе “Сопоставление разделительных Ъ и Ь”