Конспект урока русского языка для 6 класса на тему “Волшебница – Зима”

Конспект урока русского языка для 6 класса на тему

“Волшебница – Зима”

Предмет : Русский язык

Класс: 6

Задача занятия : развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:

1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исходя из личных ценностей;

2)познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала, ее структурирования; синтез как составление целого из частей; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки объектов;

3)коммуникативных – учет позиции других людей, умения слушать одноклассников, правильно выражать свои мысли в речи.

Оборудование : мультимедийное оборудование, репродукции картин русских художников (И. И. Шишкин “Зима”, А. М. Васнецов “Снегурочка”, Н. С. Крылов “Зимний пейзаж”, К. Ф. Юон “Волшебница – Зима”), музыкальное произведение А. Вивальди “Времена года”.

Фактический материал: Стихотворение В. Брюсова “Первый снег”, Б. Петров “Разговор о снеге”, стихотворение К. Бальмонта “Фея”.

Ход урока

1.Индуктор

– Ребята, сегодня я приглашаю вас поработать в творческой мастерской. Что мы будем творить – пока секрет. А вначале я попрошу вас вспомнить мгновения, моменты вашей жизни, когда на вашем лице появлялась улыбка…Вспомните, что вы чувствовали, ощущали в эти минуты…

– А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…

– А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.

– Вам не кажется, что в нашем классе стало еще светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!

2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.

Внимание на экран:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

А. С. Пушкин

– Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. И не только потому, что оно принадлежит перу А. С. Пушкина, а еще и потому, что оно будет эпиграфом к нашему уроку и поэтическим ключом. Разгадайте смысл данной строфы, и вы узнаете тему нашей творческой мастерской.

(Ученики дают ответы и комментируют их)

– Ребята, помните строки Пушкина:

И вот сама идет волшебница – зима…

– Итак, тема нашей творческой мастерской – “Волшебница – зима”. И сегодня каждый из вас будет “творить” свою зиму, создавать ее “портрет”.

3.Социоконструкция. Работа с ключевым словом. Круг ассоциаций.

– Мы живем в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них – волшебница-зима. После серых дней осени выпадает первый снежок – это чудо природы – и у нас на душе становится радостно и светло.

– Ребята, какие вы испытываете чувства, когда видите первый снег?

– Произнесите вслух слово “ЗИМА”. Прислушайтесь, как оно звучит.

(легко, нежно, ласково); 1 слог “ЗИ” – робко и несмело, 2 слог “МА” – широко, открыто и радостно.

– А какого цвета слово ” ЗИМА”?

– На листе напишите в столбик слово “ЗИМА”, закройте глаза, мысленно вглядитесь в проявленный этим словом образ и составьте круг ассоциаций, которые вызывает у вас это слово.

– Рядом с каждой буквой напишите слова (любые части речи) на “зимнюю” тему, начинающиеся с этой буквы.

(Ученики вслух произносят свои “зимние” ассоциации)

– Прислушайтесь к звукам под каблуками. Это ломаются, мнутся снежинки. Снег под ногами скрипит капустой, поет под лыжами скрипкой… Белое чудо – снег!

Его ожидают как светлую благодать.

– В. Брюсов описал свои впечатления от первого снега в своем стихотворении “Первый снег”, прочитаем его.

Первый снег Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера. Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым. Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

– Какой видит поэт зиму?

– Какие выразительные средства использует автор?

– В. Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником Белой сказки.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, поэтому данное явление природы характеризуется самобытной метафорой: Этот мир очарований.
Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега.

Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений: Целый мир из серебра!..
Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным проведением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать: На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

4.Социализация. Устное словесное рисование “Я рисую зиму”.

( слова учителя звучат на фоне тихой музыки А. Вивальди “Времена года”)

– Представьте, что вы Художник. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей “зимней картины”. Расскажите о своей картине как можно ярче, постарайтесь передать образ своей картины в словах.

(Несколько человек по желанию “озвучивают” свои “зимние” картины)

5.Афиширование работ. “Зимний вернисаж”

– Мы с вами побывали на выставке ваших виртуальных картин. Она удивила нас игрой фантазии и воображения. А теперь давайте посмотрим на зиму глазами настоящих мастеров живописи – замечательных русских художников.

Я приглашаю вас на “Зимний вернисаж”.

На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин:

– Присмотритесь к этим картинам, выберите “свою”, которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…

(Звучит тихая музыка)

-Заканчиваются ваши зимние прогулки. Возвращаемся обратно в класс, я думаю, что вам есть о чем рассказать друг другу. Опишите свои впечатления, напишите совместную небольшую миниатюру по картине в малых группах.

Работа с текстом.

– “Творить” зиму можно не только красками, как художники, но и словом, как писатели и поэты. Не случайно их называют “художниками слова”.

-Обратимся к отрывку из текста Б. Петрова “Разговор о снеге”.

“…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым.

Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию”.

– Какова тема, основная мысль этого текста?

– Что вы заметили в этом тексте, какие слова повторяет автор? Для чего?

– Выпишите эти слова, выделив корни.

– Какие слова вам непонятны?

-В старину февраль на Руси назвался “снежень”.

– Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу.

– Обратим внимание на слова “снежище”, “снежик”. Что в них необычного?

– Из данных текстов выберите тот, который, как вам кажется, наиболее созвучен “вашей” картине и мог бы служить эпиграфом к ней…

– Попробуйте понять, почему вы выбрали этот текст. Выпишите из текста слова, строки, в которых наиболее тесно сходятся пейзаж и стихотворение.

– Найдите в тексте тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), с помощью которых поэт нарисовал картину.

– Подготовьтесь к выразительному чтению.

(Выступление чтецов )

6. Разрыв. Подготовка к сочинению-миниатюре.

– Какие ассоциации у вас вызывает слово “ФЕЯ”? запишите 5-6 слов.

– Какой вы себе ее представляете?

– Феи – это молодые волшебницы, которые творят добрые дела.

– Фея – в западноевропейской мифологии означает “волшебница” (Академический словарь русского языка)

– С феями вы уже встречались на страницах книг. Какие это сказки?

– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта “ФЕЯ”

Говорили мне, что Фея,

Если даже и богата,

Если ей дарит лилея

Много снов и аромата,-

Все ж, чтоб в замке приютиться,

Нужен ей один листок,

Им же может нарядиться

С головы до ног.

Да, иначе быть не может,

Потому что все в ней нежно,

Ей сама луна поможет,

Ткань паук сплетет прилежно.

Так как в мире я не знаю

Ничего нежнее фей,

Ныне Фею выбираю

Музою моей.

– Какие детали внешности ФЕИ из стихотворения вы позаимствовали для портрета своей? Какие поэтические находки автора вам показались интересны? Выпишите их.

– Ребята, мы не случайно вспомнили о феях. Дело в том, что к нам в гости обещала прибыть Фея Зимы, которая не хочет уступать дорогу своей сопернице Фее Весны.

– Опишите Фею Зимы, какая она?

(Под музыкальное сопровождение учащиеся делают первые наброски к портрету своей феи. В классе возможно зачитать некоторые варианты).

7.Рефлексия

Цветограмма “Мое зимнее настроение”

– Сегодня из вас каждый создавал “портрет” своей зимней Феи, “творил” для себя: вслушивался в себя, в свои чувства, эмоции, развивал фантазию и воображение. Дома вы приведете свой черновой вариант в настоящее произведение. И последнее задание нашей творческой мастерской – “нарисовать” свое зимнее настроение, передать его с помощью цветограммы.

(Все рисунки вывешиваются на доске, участники мастерской делятся своими впечатлениями).



Конспект урока русского языка для 6 класса на тему “Волшебница – Зима”