Конспект урока русского языка для 6 класса на тему “Волшебница – Зима”
Конспект урока русского языка для 6 класса на тему
“Волшебница – Зима”
Предмет : Русский язык
Класс: 6
Задача занятия : развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:
1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исходя из личных ценностей;
2)познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала, ее структурирования; синтез как составление целого из частей; выбор оснований,
3)коммуникативных – учет позиции других людей, умения слушать одноклассников, правильно выражать свои мысли в речи.
Оборудование : мультимедийное оборудование, репродукции картин русских художников (И. И. Шишкин “Зима”, А. М. Васнецов “Снегурочка”, Н. С. Крылов “Зимний пейзаж”, К. Ф. Юон “Волшебница – Зима”), музыкальное произведение А. Вивальди “Времена года”.
Фактический материал: Стихотворение В. Брюсова “Первый снег”, Б. Петров “Разговор о снеге”, стихотворение К. Бальмонта “Фея”.
Ход урока
1.Индуктор
–
– А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…
– А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.
– Вам не кажется, что в нашем классе стало еще светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!
2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.
Внимание на экран:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. С. Пушкин
– Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. И не только потому, что оно принадлежит перу А. С. Пушкина, а еще и потому, что оно будет эпиграфом к нашему уроку и поэтическим ключом. Разгадайте смысл данной строфы, и вы узнаете тему нашей творческой мастерской.
(Ученики дают ответы и комментируют их)
– Ребята, помните строки Пушкина:
И вот сама идет волшебница – зима…
– Итак, тема нашей творческой мастерской – “Волшебница – зима”. И сегодня каждый из вас будет “творить” свою зиму, создавать ее “портрет”.
3.Социоконструкция. Работа с ключевым словом. Круг ассоциаций.
– Мы живем в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них – волшебница-зима. После серых дней осени выпадает первый снежок – это чудо природы – и у нас на душе становится радостно и светло.
– Ребята, какие вы испытываете чувства, когда видите первый снег?
– Произнесите вслух слово “ЗИМА”. Прислушайтесь, как оно звучит.
(легко, нежно, ласково); 1 слог “ЗИ” – робко и несмело, 2 слог “МА” – широко, открыто и радостно.
– А какого цвета слово ” ЗИМА”?
– На листе напишите в столбик слово “ЗИМА”, закройте глаза, мысленно вглядитесь в проявленный этим словом образ и составьте круг ассоциаций, которые вызывает у вас это слово.
– Рядом с каждой буквой напишите слова (любые части речи) на “зимнюю” тему, начинающиеся с этой буквы.
(Ученики вслух произносят свои “зимние” ассоциации)
– Прислушайтесь к звукам под каблуками. Это ломаются, мнутся снежинки. Снег под ногами скрипит капустой, поет под лыжами скрипкой… Белое чудо – снег!
Его ожидают как светлую благодать.
– В. Брюсов описал свои впечатления от первого снега в своем стихотворении “Первый снег”, прочитаем его.
Первый снег Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера. Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым. Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
– Какой видит поэт зиму?
– Какие выразительные средства использует автор?
– В. Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником Белой сказки.
Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, поэтому данное явление природы характеризуется самобытной метафорой: Этот мир очарований.
Этот мир из серебра!
Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега.
Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений: Целый мир из серебра!..
Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным проведением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать: На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
4.Социализация. Устное словесное рисование “Я рисую зиму”.
( слова учителя звучат на фоне тихой музыки А. Вивальди “Времена года”)
– Представьте, что вы Художник. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей “зимней картины”. Расскажите о своей картине как можно ярче, постарайтесь передать образ своей картины в словах.
(Несколько человек по желанию “озвучивают” свои “зимние” картины)
5.Афиширование работ. “Зимний вернисаж”
– Мы с вами побывали на выставке ваших виртуальных картин. Она удивила нас игрой фантазии и воображения. А теперь давайте посмотрим на зиму глазами настоящих мастеров живописи – замечательных русских художников.
Я приглашаю вас на “Зимний вернисаж”.
На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин:
– Присмотритесь к этим картинам, выберите “свою”, которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…
(Звучит тихая музыка)
-Заканчиваются ваши зимние прогулки. Возвращаемся обратно в класс, я думаю, что вам есть о чем рассказать друг другу. Опишите свои впечатления, напишите совместную небольшую миниатюру по картине в малых группах.
Работа с текстом.
– “Творить” зиму можно не только красками, как художники, но и словом, как писатели и поэты. Не случайно их называют “художниками слова”.
-Обратимся к отрывку из текста Б. Петрова “Разговор о снеге”.
“…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым.
Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию”.
– Какова тема, основная мысль этого текста?
– Что вы заметили в этом тексте, какие слова повторяет автор? Для чего?
– Выпишите эти слова, выделив корни.
– Какие слова вам непонятны?
-В старину февраль на Руси назвался “снежень”.
– Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу.
– Обратим внимание на слова “снежище”, “снежик”. Что в них необычного?
– Из данных текстов выберите тот, который, как вам кажется, наиболее созвучен “вашей” картине и мог бы служить эпиграфом к ней…
– Попробуйте понять, почему вы выбрали этот текст. Выпишите из текста слова, строки, в которых наиболее тесно сходятся пейзаж и стихотворение.
– Найдите в тексте тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), с помощью которых поэт нарисовал картину.
– Подготовьтесь к выразительному чтению.
(Выступление чтецов )
6. Разрыв. Подготовка к сочинению-миниатюре.
– Какие ассоциации у вас вызывает слово “ФЕЯ”? запишите 5-6 слов.
– Какой вы себе ее представляете?
– Феи – это молодые волшебницы, которые творят добрые дела.
– Фея – в западноевропейской мифологии означает “волшебница” (Академический словарь русского языка)
– С феями вы уже встречались на страницах книг. Какие это сказки?
– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта “ФЕЯ”
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата,-
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
– Какие детали внешности ФЕИ из стихотворения вы позаимствовали для портрета своей? Какие поэтические находки автора вам показались интересны? Выпишите их.
– Ребята, мы не случайно вспомнили о феях. Дело в том, что к нам в гости обещала прибыть Фея Зимы, которая не хочет уступать дорогу своей сопернице Фее Весны.
– Опишите Фею Зимы, какая она?
(Под музыкальное сопровождение учащиеся делают первые наброски к портрету своей феи. В классе возможно зачитать некоторые варианты).
7.Рефлексия
Цветограмма “Мое зимнее настроение”
– Сегодня из вас каждый создавал “портрет” своей зимней Феи, “творил” для себя: вслушивался в себя, в свои чувства, эмоции, развивал фантазию и воображение. Дома вы приведете свой черновой вариант в настоящее произведение. И последнее задание нашей творческой мастерской – “нарисовать” свое зимнее настроение, передать его с помощью цветограммы.
(Все рисунки вывешиваются на доске, участники мастерской делятся своими впечатлениями).