Конспект урока по технологии “Выполнение макета полотняного переплетения” 5 класс
КГУ “Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска”
Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л. М.
Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение
Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час
Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.
Тема: Выполнение макета полотняного переплетения ( Практика )
Цель:
Создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;
Задачи:
Содействовать формированию знаний о строении ткани – переплетениях нитей, а
Способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;
Способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;
Содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.
Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических
Наглядность и оборудование:
– Наглядные пособия : учебные коллекции “”Текстильные волокна”, “Хлопок”, “Лен”, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);
– макет Ткацкого станка ; макет создания ткани;
– образцы ткацких переплетений;
– Книги по теме: “Материаловедение”: “Как рубашка в поле выросла”;
– инструкционные карты “Выполнение макета полотняного переплетения “;
– компьютер;
– слайдовая презентация (Презентация Power Point) “Ткацкие переплетения”.
– схема полотняного переплетения и переплетения нитей.
Содержание темы :
– Профессии прядильщика и ткача.
– процесс создания ткани;
– основные термины: “Материаловедение”, “ткань”, ” текстильные волокна”, “натуральные волокна растительного происхождения”; “нити основы и утка”; “лицевая, изнаночная стороны ткани”;
– направления нитей основы и утка;
– полотняное переплетение ткани.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
А) приветствие;
Б) выявление отсутствующих учащихся;
В) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.
Обратить внимание на доску, на которой размещена “Выставка тканей”.
Вводная часть занятия.
Сообщение темы занятия. Постановка учебных целей занятия.
” Материаловедение” | |
– Для чего мы его изучаем? | Для того, чтобы изготовить качественное швейное изделие, мастер должен знать свойства материалов, из которого будет шить. |
-Сегодня вы повторите то, что изучили на прошлом уроке и выполните макет ткани сами (правда, из бумаги). |
Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.
Для пошива одежды и белья в быту применяют ткань. | |
– Что такое ткань? – Как создается ткань? – Из чего состоит ткань? | Это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей. |
Что такое хлопчатник? | Однолетнее растение древовидной формы |
Что такое плоды хлопчатника? | Коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. |
Что такое волокна хлопка? | Сплющенные извитые трубочки |
Что такое гигроскопичность? | Способность волокон поглощать влагу из окружающей среды |
Где применяют хлопок? | В производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток |
Что такое лен? | Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия |
Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.
III. Основная часть занятия
Вводный инструктаж
Рассказ учителя ” Материаловедение. Переплетение нитей” (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point).
Подготовка к выполнению практической работы.
А) работа с учебным материалом (инструкционные карты “Выполнение макета полотняного переплетения”)
Б) закрепление этапов работы;
В) повторение правил безопасной работы ножницами;
Г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.
Практическая работа учащихся “Выполнение макета полотняного переплетения “:
Деятельность учителя:
– целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;
– текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;
– Анализ выполнения учебного задания.
Заключительная часть занятия.
Подведение итогов занятия.
Закрепление. Упражнение: ” Продолжите предложение”
Ткань. | |
Для получения ткани сырьем служат… | Волокна. |
Ткань составляют нити… | Утка и основы |
Крепкая, сильно крученая нить | Нить основы |
Виды переплетений |
Рефлексия: беседа.
– Удалось ли вам выполнить макет?
– Что будете переделывать дома? Почему?
– Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?
– Как эти знания пригодятся вам в жизни?
Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).
<
table width=643 cell; >
Инструкционная карта
Практическая работа
“Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения”
Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.
Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см