Конспект урока по теме: “КИТАЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ” – скачать бесплатно

Катаева Майя Валериевна

Учитель Мировой Художественной культуры

План урока

На тему: “КИТАЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ”

Пояснительная записка

Представленный урок по теме “Китайская живопись” является занятием по закреплению акварельной практики в разделе “Акварельная живопись” на занятиях изобразительного искусства. Основными задачами урока являются отход от традиционного академического преподавания художественных дисциплин и формирование у учеников самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения урока – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. В основу проведения урока положена технология конкурса – создание ситуации творческого соревнования – (в данном случае) выполнение работ для выставки. Перспектива участия в выставке и возможность успеха вносят определенную организованность и ответственность в процесс обучения.

Ключевым моментом для проведения занятия выбрана творческая интрига. Это обеспечивает постоянную мотивацию на развитие интереса к содержанию урока. Наличие элементов творческого эксперимента активизируют эмоциональное состояние, способствуют развитию познавательной деятельности и стремление к результату.

Для эффективного усвоения теоретической части урока создана компьютерная презентация. Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point. Метод погружения в атмосферу экзотики и загадочности древней страны способствует эмоциональному обогащению личности и развитию чувства творческого отклика на прекрасное.

Практическая часть урока представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения – от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс.

Методическая разработка содержит развернутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие педагога с аудиторией.

Универсальность данной разработки заключается в ее эффективном использовании на занятиях дополнительного образования, с целью расширения живописной практики, а также на учебных занятиях по композиции или основам ИЗО – для учеников, с целью углубления их навыков.

Технологическая карта урока

По теме “Китайская живопись”

Стадия занятия

Цель

Содержание деятельности

Время

Форма работы

Оснащение

Методический прием

Учителя

Обучающихся

1

Знакомство с профессиональной ситуацией

Мотивировать, сформировать интерес и желание выполнить работу

Приглашает принять участие в выставке

Знакомятся с ситуацией

2 мин

Объявление о выставке работ

Творческая интрига

2

Работа с теоретической информацией

Актуализировать знания, знать основные принципы изображения китайского пейзажа;

Акцентировать внимание на ключевых понятиях

Задает эвристические вопросы, комментирует некоторые ключевые термины, обобщает

Читают и комментируют ключевые термины, вырабатывают цели урока

8 мин

Фронтальная,

Компьютерная презентация

Эвристическая беседа,

Метод творческой инициативы

3

Выполнение практической работы

Развить художественные способности, преодолеть страхи

Показывает своим примером все действия и предлагает варианты

Повторяет за учителем, выбирает свой путь выполнения работы

30 мин

Фронтальная,

Листы формата А4, А3, художественные принадлежности, магнитофон

Творческая мастерская

Творческий эксперимент

Мастер-класс

Экспресс-технология

4

Воспитать эстетические представления и художественный вкус

Оформляют выставку (рамку)

2 мин

Выставка творческих работ

Конкурсная технология

5

Воспитать объективную самооценку

Комментирует, оценивает с позиции эксперта

Оценивают свою работу

2 мин

Гора успеха

6

Уметь анализировать свою деятельность, делать выводы

Задает вопросы рефлексивного характера

Отвечают на вопросы

2 мин

Личностно-ориентированная технология

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Предмет: Мировая Художественная культура

Раздел программы: Культура Китая

Тема: Китайская живопись

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Цели занятия:

Обучающие:

Знать:

– основные признаки китайской живописи;

– последовательность изображения пейзажа в китайском стиле;

– основные цветовые и тональные характеристики китайской живописи;

Уметь:

– моделировать процесс создания рисовой бумаги;

– использовать композиционные приемы построения китайского пейзажа;

– применить основные приемы живописи по сырой бумаге “alla prima”;

Развивающие:

– развитие художественных способностей;

– развитие элементов творческой деятельности;

– развитие культурологического интереса к искусству Китая;

Воспитательные:

– воспитание “творческой смелости” и уверенности в своих силах;

– воспитание потребности в творческом самовыражении,

– воспитание эстетических представлений и художественного вкуса

Предполагаемый результат:

– Развитие практических навыков акварельной живописи

– Формирование реальных представлений о своих художественных способностях

Используемые технологии:

– личностно-ориентированные технологии;

– проектная деятельность

Длительность урока: 45 минут

Оснащение урока:

– лист формата А4

– заготовки рисунков

– рамки для оформления картин (паспорту)

– музыкальное сопровождение

– компьютерная презентация (видеопроектор)

– художественные инструменты и материалы (акварель и кисти “Белка” № 5 и №3)

– плакат с изображением горы в формате А1 (для задания гора Успеха)

Ход урока:

1.Вступление

Приветствие аудитории

Знакомство с профессиональной ситуацией:

Учитель:

– Наше занятие мне бы хотелось начать с приглашения на выставку, где участниками творческого просмотра можете стать вы сами. Ежегодно в конце учебного года проходит выставка лучших работ учеников по различным художественным направлениям. Каждый из вас имеет возможность предоставить на выставку свои работы.

После завершения работы выставки будут подведены итоги. По результатам голосования посетителей выставки будут определены победители в различных номинациях. Вас ждет реальный успех!

Осталось определиться с темой раздела выставки, который вам предстоит осветить в своих работах.

2. Теоретическая часть

Работа с теоретической информацией:

Учитель:

– Предлагаю вам познакомиться со своим рабочим местом. Что необычного вы можете отметить? ( Отсутствие карандаша и резинки, наличие ваты и паралона).

Учитель:

– Предлагаю вам сделать самостоятельное открытие темы нашего занятия и практического задания. Просмотр презентации!

– Итак, страна, культуру которой вы будете представлять на творческой выставке (Китай) ;

– Каким видом искусства будем заниматься (живопись);

– В каком жанре будем работать (пейзаж);

– Что является композиционным содержанием пейзажа (небо, горы, вода, камыш, дерево),

– Какие живописные характеристики имеет этот вид работы ( прозрачность, монохромность, акцент, ).

– Подведем итоги: тема урока – китайская живопись в жанре пейзажа, выполненная в технике по сырой бумаге “alla prima”. Характерной живописной особенностью при изображении неба, гор, воды и деревьев будет прозрачность и монохромность. А так же применение тонального акцента.

– Что является основой для акварельной живописи? (Бумага)

– В настоящее время существует несколько десятков видов бумаги. А какой же была бумага в древнем Китае?

3. Выполнение практической работы

1 этап

Мини мастер-класс по приготовлению “рисовой бумаги” показывает и комментирует учитель остальные учащиеся параллельно Работают.

Учитель:

– История бумаги насчитывает примерно 2000 лет. Именно Китаю принадлежит первенство в изобретении многих видов и сортов бумаги, в том числе и знаменитой рисовой бумаги для живописи. Технология ее изготовления сложная и длительная. Однако ее финальную часть можно смоделировать в современных условиях.

Дело в том, что после высыхания рисовая бумага становится твердой и жесткой, что не соответствует требованиям акварельной живописи. Чтобы придать ей мягкость и пористость, бумагу размачивают и разглаживают через вальки. Поэтому можно взять обычной лист альбомной бумаги, и аккуратно смять его.

Затем также аккуратно расправить бумагу, не повреждая края.( Делает показ приемов сминания и выпрямления бумаги ). Чтобы восстановить поверхность бумаги – ее необходимо сбрызнуть водой и прогладить умеренно горячим утюгом с двух сторон. ( Делает показ тепловой обработки бумаги ). Перед вами бумага нового качества. Какие новые свойства она имеет? ( Мягкость, пористость, фактурность ).

2 этап

Учитель:

– Итак, перед вами готовая основа – бумага. Теперь необходимо вернуться к вопросу техники живописи по сырому, т. е “alla prima”.

– Какие особенности имеет эта живописная техника? ( Предварительное смачивание бумаги, быстрая скорость письма.)

– Дело в том, что китайская живопись сильно отличается от европейской тем, что в ней присутствует эффект незаконченности. Тем самым Художник как бы приглашает зрителя поучаствовать в продолжении работы, додумать или домыслить картину. К художественным средствам у китайских акварелистов особое, бережное отношение.

Они ценят незаконченное поле белой бумаги не менее, чем сам рисунок.

В пейзажной живописи существуют много школ и направлений, но одна из них сама старая носит название “Горы и воды”. Этот жанр родился в 7 веке. В его основе лежит древнее учение о том, что горы – это олицетворение мужского начала, а вода – женского.

Вообще для китайского пейзажа характерна определенная символика. Стихии: вода, камень, дерево – это природное начало, в котором живет человек, в полном понимании и гармонии окружающего мира. Художник перед работой уже должен знать, что он будет изображать, и собрав свою творческую решительность, приступает к работе – сразу красками! Теперь вам понятно, почему на ваших рабочих местах отсутствует карандаш и резинка!

Вам осталось определиться с сюжетом пейзажа. Давайте посмотрим некоторые примеры китайского пейзажа. ( Показ презентации, см. Приложение, Под музыку С D Player “Музыка ветра”)

– Сейчас каждый из вас испытывает определенную степень готовности к выполнению полученного задания. Каждый готов пройти определенный творческий путь к финалу работы.

3 этап

Учитель:

– Что бы на первом этапе работы вы обрели уверенность, я вам предлагаю помощь мастера. На доске я буду показывать этапы и приемы работы, а вы постараетесь следовать этому примеру.

– Выберете цветовую гамму (1-2 краски + черную), и возьмите ее на палитру, чтобы соблюдать принцип монохромности. Подготовьте кисти. Кистью №5 вы можете тонировать фон и работать в больших плоскостях, а кистью№3 выполнять деталировку работы или дополнительную прописку элементов.

– Чем можно смочить бумагу перед работой? ( Ватой или паралоном.)

– Смочите бумагу, слегка касаясь ее легкими горизонтальными движениями. Пока бумага сырая, быстро нанесите на нее композиционные элементы выбранной краской : небо-вода-горы. (Показ на мольберте.)

– После нанесения основных тональных пятен можно внести тональный акцент, что бы передать теневые участки на работе. Чем суше становится бумага, тем ярче цветовое пятно. (Показ на мольберте.)

– Помните! Не убирайте непрописанные участки в работе. Они вносят эффект незавершенности, что очень ценно в китайской живописи.

Главное – вовремя остановиться!

4. Выставка

– Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно ее цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. (Ученики подходят к месту с рамками и выбирают образцы.

Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Учитель консультирует)

– Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего?

Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?

5. Оценивание

Учитель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая ее достоинства.

Ученики оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

6. Рефлексия

Учитель:

– Какой этап был самым трудным? ( Начало работы, определить степень завершенности)

– Какой этап был самым интересным? ( Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)

– Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности? (Есть желание еще повторить эту работу, нарисовать другую)

Учитель:

Спасибо за сотрудничество! Желаю успеха!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока по теме: “КИТАЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ” – скачать бесплатно