Конспект урока по теме: “Что может быть семьи дороже?” – Скачать
Что может быть семьи дороже?
Цели:
Образовательная: знакомство с семьей как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;
Воспитательная: Воспитание интереса и любви к семейным традициям;
Развивающая: Развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства, со смыслом обряда Венчания, Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.
Ключевые
Оборудование: Компьютер, проектор, Презентация к уроку, иллюстрации (Лебедев К. В. “Боярская свадьба”, Куликов И. С. “Обряд благословения невесты в Муроме”), семейные фотографии, музыка с песней “Родительский Дом“.
Ход урока
1. Объявление темы, целей и задач урока.
– Ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
2. Вопросы учителя,
– Почему часто говорят, что слово семья означает “семь я”? (Слайд 2)
– Для чего люди создают семью? (Слайд 3)
– Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные).
Родственники бывают ближние и дальние.
– Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей – маму, папу.)
– А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?
– Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
– Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
– А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?” (Дядями и тетями.)
– Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях “Это моя защита и опора в старости”?
– Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
3. Составление синквейна со словом “семья”.
Семья
Дружная. Большая.
Радуется. Живет. Богатеет.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Это семь “я”.
4. Рассказ учителя
Об особенностях семейных традиций в православной культуре.
– Вчитаемся еще раз в библейский рассказ о создании человека: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею”.
(Слайд 4)
– Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полета.
Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей.
А всю свою жизнь отдать другому.
(Слайд 5)
Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется Венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы.
Это знак того, что в этот день они – “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.
(Слайд 6)
Но еще это и “мученический венец”. Когда молодоженов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение Мученический венец Напоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа, не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть.
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Но поэтому прежде решения о браке надо взвесить меру своей любви.
Христианская семья помнит слова из Нового Завета: “носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” ( Бремена – от слова Бремя : тяжесть, тягота).
5. Физкультминутка.
6. Чтение библейской истории.
У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина.
Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться.
С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения Хамства : бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.
(Слайд 7)
7. Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о семье.
(Слайд 8)
Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.
Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом.
В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь своих детей высоким смыслом. Поэтому они стараются передать детям и свои знания, и свою веру.
8. Закрепление изученного.
– Почему заключение брака в церкви называется венчанием?
– Что означает венец над молодоженами?
– Какое поведение называется хамским?
– Какие традиции есть в твоей семье?
9. Чтение стихов о семье, просмотр семейных фотографий (под музыку “Родительский дом”).
(Слайды 9 – 10)
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером. Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А Мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Наша семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
10. Подведение итогов урока.
(Слайд 11)
– Ребята, мы поговорили с вами о семье, ее традициях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности.
Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.
– Для этого вам нужно подумать, каким может быть герб семьи?
– Как вы его представляете?
– Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
– Что может быть в гербе?
( возможные ответы учащихся)
– Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
Правильно, семья! (Слайд 12)
Это близкие и родные люди.
Это те люди, которых мы любим, с кого берем пример.
Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
Это наши родители, дедушки, бабушки, сестры и братья.
– “Если хочешь знать истину, слушай, что говорит легенда”
Послушайте китайскую притчу “Ладная семья” и ответьте на вопрос: “Что является основой хорошей семьи?”
Китайская притча “Ладная семья”
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье.
И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе.
Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, прощение, терпение. И в конце листа: Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: “И все?”
– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
– И мира тоже.
11. Домашнее задание:
Написать сочинение “Наша дружная семья” или “Детей любить тоже непросто”.