Конспект урока по истории “Древнейший Рим”

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Урок 50. Древнейший Рим

Цели: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.

УУД: Сравнивать Природные условия Греции и Рима.

Соотносить Время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать Легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать Общественный строй, установившийся с возникновением

Рима.

Использовать Карты ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

Оборудование: карта “Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)”.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был контрольно-обобщающим.

Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1 План

Легенда об основании Рима.

Город на семи холмах и его обитатели.

Какое управление было в древнейшем Риме.

На доске: тема урока, новые слова: Патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.

1. Рассказ учителя.

Итак,

мы приступаем к изучению истории Древнего Рима – последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители.

Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.

Работа по карте и беседа с учащимис с. 213).

Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове.)

На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)

Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)

Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)

Что можно сказать о рельефе этой страны? ( В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции.)

Какие народы проживали на этом полуострове? (Галлы, этруски, латины, самниты.)

Какие племена проживали на территории Рима? (Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 44, познакомиться с легендой об основании Рима.

Беседа по прочитанному.

Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем.)

Кто спас малышей от гибели? (Волчица, а потом пастух и его жена.)

Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула.)

В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, так как Рим – по-латински Рома.)

Кто окружал и помогал Ромулу? (Ликторы, личная охрана Ромула.)

Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима.

Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах левобережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них – республика.

Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен.

Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней. Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бисквиты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей (второй завтрак) состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда.

Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань. Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и ракообразные, а также сардины и яйца.

Эти кушанья запивались вином с медом. Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним – овощи, с разнообразными соусами.

Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на котором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.

В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях.

Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.

Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за трапезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подогревали.

Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда – ложками. Между сменами блюд омывали руки гостям.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 38-39.

Работа с новыми понятиями.

Патриции – потомки древнейших жителей Рима.

Плебеи – переселенцы из других поселений.

Сенат – заседание старейшин родов.

Народное собрание – высший орган власти управления Римом.

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и в тетрадях.

Прочитать п. 3 § 44 и заполнить схему.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока по истории “Древнейший Рим”