Конспект урока по истории “Что изучает история” 5 класс

Тема урока: Что изучает история.

Цели урока: сформировать понятие “история как наука”, показать для чего история необходима людям.

Задачи: 1. Познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло;

2. Развивать умение работать с текстом.

Основные понятия: История, факт.

Основные вопросы урока: 1. История – наука о прошлом.

2. Как работают историки.

Ход урока

История – наука о прошлом

1. Вызов. (слайд1)

– Вы начинаете изучать историю. Вам уже приходилось знакомиться с тем, что происходило когда-то в прошлом. Читали рассказы по истории нашей Родины – России, слушали воспоминания участников Великой Отечественной войны. По фильмам знаете, как выглядели первые автомобили или летательные аппараты.

Наверное, читали книги, видели фильмы о древних государствах мира и событиях, которые произошли много лет назад.

– (слайд 2) Рассмотрите иллюстрации. Что общего между ними? (что было в прошлом).

– (слайд 3) Прочтите небольшой текст. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история. “Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей. История помогает узнать, как люди жили когда-то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытывали.

Люди творят историю”.

2. Основная часть.

– (слайд 4) Запишем определение, что такое история. “Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей”.

– Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работают.

Зоология изучает все, что связано с миром животных. Анатомия – устройство человеческого тела. Науки бывают самые разные.

Со многими из них вы познакомитесь в школе.

– Давайте поработаем с предложением. Сначала уберем ” в прошлом”. Что получаем? Жизнь людей и человека в отдельности изучают многие науки.

Например, медицина занимается изучением человеческих болезней, их лечением и предупреждением. Анатомия человека – устройством его тела. Поэтому “наука, изучающая жизнь людей”, совсем не обязательно может быть историей.

– Уберем фразу “жизнь и деятельность”. Однако прошлое изучают многие науки. Например, геология изучает не только как устроена Земля, но и историю земной поверхности: какие моря, горы были когда-то, когда они исчезли. Какие животные были на Земле в древности, какие планеты появлялись во Вселенной миллионы лет назад – все это тоже история.

Но не история человека.

– (слайд 5) Давайте составим схему.

– С кем связана история? Что изучает история?

– Правильно ли высказывание “Наука, которая изучает жизнь, и деятельность людей называется историей”? (нет, нет слова о прошлом)

– Как вы считаете, грамотно ли построено определение: “Наука о прошлом называется историей”? (нет, не хватает деятельности и жизни людей)

– Как вы понимаете выражение “люди творят историю”?

– (слайд 6) Составим схему “Что дает человеку история”.

Как работают историки.

– (слайд 7) Прочитайте текст и выпишите себе: название науки, которую вы начали изучать, из какого языка пришло это слово, что оно означает в переводе на русский. Слово “история” пришло к нам из греческого языка. Оно означает “рассказ о прошедшем, об узнанном”

– (слайд 8) Познакомимся с исторической личностью. Геродот – отец истории. Прочитаем о нем информацию “Древнегреческий историк (V в. до н. э.). До нашего времени дошел его труд “История”, который считается первым историческим сочинением.

Поэтому Геродота называют “отцом истории”.

– (слайд 9) А теперь поработаем с историческим документом – отрывком из Сочинения Геродота. “По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай.

Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший – Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат.

Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в Дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царскую власть младшему.”

-Что в этом повествовании неправдоподобно, вымышлено?

– Люди во времена Геродота верили мифам. Действительные события и вымысел тесно переплетались между собой.

– (слайд 10). Познакомимся с определением факт. “Все, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, ученые называю фактом. В переводе с латинского языка это слово означает “сделанное”.

Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Значит, слово “факт” имеет и другое значение – “правда”, “истина”

– (слайд 11-12) Посмотрите на иллюстрации. Эти исторические события были в разное время и в разных местах. Каждое событие имеет свое место и время.

– Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы. с которых любой историк начинает изучать прошлое.

– Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствия оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.

– (Слайд 13) Запишем главные вопросы истории.

– (слайд 14) давайте побудем историками. Посмотрите на репродукцию художника А. П. Бубнова ” Утро на Куликовом поле” и ответе на вопросы: Что произошло? Где произошло?

Когда произошло?

Итог урока

– О чем мы с вами сегодня говорили? О чем узнали?

– С какими определениями мы с вами познакомились?

– Какие главные вопросы историка?

3 Домашнее задание.

– (слайд 15) Запишите в таблицу данные.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока по истории “Что изучает история” 5 класс