Конспект урока по географии «Транспорт России» 9 класс

География 9 класс

Урок по теме : «Транспорт России»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»

Цель урока : Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе — его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами

Задачи урока :

Обучающая — Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип

оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

Развивающая — Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

Воспитывающая — воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства;

коммуникативные навыки.

Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев, атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска; карточки со статистическими данными, индивидуальные задания.

ХОД УРОКА

Орг. Момент Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в

Ходе урока.

Перед уроком на парты учащихся приклеиваются стикеры разного цвета с разноуровневым домашнем заданием.

Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала .

Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:

Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района — построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. В районе поселка Мирный. Ваша задача:

1Ряд — доказать целесообразность размещения предприятий черной металлургии на данной территории.

2Ряд — доказать целесообразность размещения предприятий пищевой промышленности (молочного комбината) на данной территории.

3Ряд — привести доводы, доказывающие нерентабельность данной затеи.

Учащиеся работают по плану:

Природные ресурсы (сырьевая база, агроклиматические ресурсы)

Потребители.

Обеспеченность транспортом

Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.

4 Группа «эксперты» — получает индивидуальное задание (Проведите географическую экспертизу представленных проектов).

Учащиеся приводят свои доказательства, приходят к выводу, что одним из факторов, оказывающих влияние на строительство металлургического комбината и молочного комбината, является транспортный фактор.

— Тема сегодняшнего урока? «Транспорт России». (запись темы в тетрадь)

— Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны

Изучение нового материала.

— Существую выражение «Транспорт — это кровеносная система страны». Докажите правильность этого высказывания.

Запись термина «транспорт» в тетрадь.

Работа в группах :

1. Гр. — выявить, что включает в себя понятие «транспорт» ( Средства передвижения, пути сообщения, вспомогательные устройства: порты, вокзалы, аэропорты; специалистов — транспортников)

2 гр. — Обозначить задачи, которые решает транспорт

3 гр. — Используя текст учебника, выделить показатели транспорта ( Кол-во перевезенных грузов и пассажиров, себестоимость, грузоподъемность, скорость перевозок, влияние природных условий на работу)

4. Гр. — составить схему «Виды транспорта»

5 гр. — работа с картой «Железнодорожный транспорт». Выявить обеспеченность транспортом Европейской и Азиатской частей страны. Основные магистрали.

Что преобладает в структуре грузоперевозок.

6 гр — Работа с картой «Автомобильный и воздушный транспорт». Сравнить плотность автомобильных дорог в Европейской и Азиатской частях страны.

7 гр — работа с картой «Водный транспорт». Сравнить Азиатскую и Европейскую части нашей страны по обеспеченности водными путями и их роли в экономике.

— Выступление групп в следующем порядке:

1гр слайд «составляющие термина «Транспорт»,

2гр слайд «Задачи транспорта»

Слайд «Транспортная система»

Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему. — Исходя из определения, раскройте термин «транспортный узел»

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения — транспортные узлы).

4 гр слайд «Виды транспорта»

3 гр слайд «Показатели работы транспорта»

6 гр слайд «Автомобильный и воздушный транспорт»

7 гр слад «Водный транспорт».

5 гр слайд «карта «Железнодорожный транспорт»

Вывод: Из анализа тематических карт какой можно сделать вывод? ( Территория России недостаточно обеспечена транспортной сеть Ю).

Выступление «экспертов» Проведению географической экспертизы представленных проектов.

Учитель: работая с текстом параграфа, заполните таблицу «Анализ эффективности работы транспорта»

Низкая себестоимость

Большая скорость транспортировки

Большая дальность перевозок

Влияние на окружающую среду

Влияние природных условий на работу транспорта

Возможность доставки груза непосредственно к потребителю

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей работе транспорта. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Вывод по таблице. — Какой вид транспорта набрал наибольшее количество положительных знаков

Из таблицы видно, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны. Обоснуйте, почему? ( Это обусловлено географическими особенностями нашей страны: протяженность с запада на восток; грузоподъемностью, надежностью, универсальностью, относительной дешевизной перевозок ). (Слайд «Доля видов транспорта»).

Основные черта географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. ( Работа с картой «Железнодорожный транспорт»)

— Какую форму имеют ж. д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? ( Экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Ее основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг.

Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)

— В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь? ( Нет, быстро растет грузопоток между Сибирью, Дальнем Востоков и европейской частью, осуществлять эти перевозки стало труднее, так как недостаточное обеспечение транспортом. Поэтому строительство новых железных дорог на востоке России остается важнейшей задачей )

Вывод: Чтобы развивать отрасли промышленности — необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.

Домашнее задание 1 уровень — п.30,

Уровень — п.30, составить таблицу «Влияние природных условий на транспорт»

3 уровень — П.30, подготовить сообщения «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный)

Индивидуальное сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России»

Приложение

«Анализ эффективности работы транспорта»

Низкая себестоимость

Большая скорость транспортировки

Большая дальность перевозок

Влияние на окружающую среду

Влияние природных условий на работу транспорта

Возможность доставки груза непосредственно к потребителю

Доказать целесообразность размещения предприятия плану:

Природные ресурсы (сырьевая база, агроклиматические ресурсы)

Потребители.

Обеспеченность транспортом

Обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами.

Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая при этом:


Конспект урока по географии «Транспорт России» 9 класс