Конспект урока по географии “Градусная сеть на глобусе и картах” 6 класс

Тема: Градусная сеть на глобусе и картах.

Цели урока:

Сформировать представление о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей;

Сформировать представление о параллелях и меридианах, их характеристиках: форме и длине;

Научиться показывать на глобусе линии параллелей и меридианов;

Обобщить материалы изученные в ходе прошлых уроков.

Оборудование: Глобусы ученические, карта полушарий, ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Ход урока:

I. Организационный

момент.

II. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

– Что такое географическая карта?

– Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека?

– На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000?

– Объясните свою точку зрения, исходя из определения понятия “масштаб”.

– Задание по карточке: кроссворд “Глобус и географическая карта”.

По вертикали:

1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.

2. Окружность, условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору.

4. Параллель,

проводимая на земном шаре на одинаковых расстояниях от обоих полюсов.

По горизонтали:

Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли.

Одна трехсотшестидесятая часть окружности.

5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом.

1

2

I

3

4

5

I

III. Изучение нового материала. Слайд 1 .

Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы уже знаем куда нам идти, потому что мы знаем адрес: улицу, номер дома и квартиры. Ребята давайте посмотрим внимательно на глобус Слайд 2 . Что мы там видим?

Правильно, на глобусе хорошо видны океаны и материки. А что еще на нем изображено в виде тонкой паутинки? ( Линии )

Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта. Сегодня мы познакомимся поближе с этими удивительными линиями.

Вы уже знаете, что на глобусе есть линия, одинаково удаленная от полюсов. Как она называется? ( Экватор ).

Слайд 3 На какие две части экватор делит земной шар? ( Северное и южное полушария ).

Посмотрите, от экватора к полюсам через одинаковые расстояния проведены линии. Как они проходят? ( Параллельно экватору ).

Параллелями называют линии, условно проведенные по: поверхности Земли параллельно

Экватору.

Слайд 4 Где на карте полушарий подписаны обозначения параллелей? ( По окружности) . В каких единицах указаны обозначения? ( В градусах ). Экватор имеет обозначение 00.

Какую форму имеют все параллели? ( Форма окружности ). Экватор – самая длинная параллель.

Какова протяженность экватора? ( 40 000 км ). Сколько градусов содержит в себе окружность? ( 360 0 ) . Значит длина 10 экватора составляет 111,3 км.

Слайд 5 Все ли параллели имеют одинаковую длину?

Чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше длина каждой последующей параллели.

Длина в километрах 10 каждой параллели обозначается с краю карты в овале.

Посмотрите на глобус. От Северного до Южного полюса тоже проведены линии. Слайд 6

Меридианом Называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного

Полюса к другому.

Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Какую форму имеют меридианы? ( Полуокружность ). Где на карте полушарий подписаны обозначения меридианов? ( На экваторе )

Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?

В переводе на русский язык слово “меридиан” означает “полуденная линия”. Как можно

Объяснить такое название” (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис.25 стр.28).

Все ли меридианы имеют одинаковую длину? Сколько же это будет километров? ( 20 000 км ). Длина 10 каждого меридиана составляет 111,3 км.

Но меридианы все одинаковы, откуда же вести счет? Слайд 7 Ученые договорились считать за начальный меридиан тот, который проходит через обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона, поэтому он получил название Гринвичский, или начальный, или нулевой (имеет обозначение 00). Есть и конечный меридиан, он носит обозначение 1800.

Для того, чтобы на глобусе и картах было проще находить экватор, нулевой и конечный меридианы, их выделяют более жирной линией.

Слайд 8 На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют Градусной сеткой. Слайд 9,10

Градусная сеть, образованная меридианами и параллелями, позволяет найти на карте и глобусе любую точку поверхности Земли.

IV Закрепление.

Посмотрите на карту полушарий.

– Какие линии будут заменять вертикальные ряды ( Меридианы ) покажите на карте,

А горизонтальные ( Параллели ), покажите на карте

– Одинакова ли длина всех меридианов?

– Нулевой меридиан делит землю на два полушария. Какие покажите их на глобусе и карте.

– Экватор делит Землю на два полушария. Какие покажите их на глобусе и карте.

– Что позволяет найти на карте и глобусе Градусная сеть, образованная меридианами и параллелями?

V. Домашнее задание. Слайд 11

§11, задания № 3, 4, 5, 6


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока по географии “Градусная сеть на глобусе и картах” 6 класс