Конспект урока по географии «Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения» 9 класс
Урок-практикум по теме: «Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения»
Выполнила Сорокопуд Валентина Николаевна,
Учитель географии
МБОУ СОШ № 10 г. Ростов-на-Дону
Цель урока:
1. Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера.
2. Развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации.
3. Оценить ЭГП, природные условия, ресурсы и выявить проблемы их освоения.
4. Развивать умения у учащихся
Тип урока: комбинированный.
Формы контроля: тест, составление схемы.
Оборудование: карта «Экономика России», атласы, статистические материалы, компьютер, диапроектор.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Форма проверки: Тест.
Задания по теме «Северо-Западный район»
1 вариант.
1. Найдите неверные утверждения.
А) Северо-Западный район граничит с Северным, волго-Вятским и центральным экономическими районами.
Б) Северо-Западный район соседствует с Вологодской и Тверской областями.
В) Район удален от промышленно развитых
Г) Северо-Западный район граничит с Эстонией, Латвией, Финляндией.
2. Укажите отрасль сельскохозяйственной специализации Северо-Западного района:
А) рыболовство, б) садоводство, в) молочное животноводство.
3. Укажите памятники архитектуры Санкт-Петербурга:
А) Русский музей, Грановитая палата, Казанский собор;
Б) Эрмитаж, Аничков мост, Адмиралтейство;
В) Третьяковская галерея, Дворец съездов, собор Василия Блаженного.
4. Отраслью специализации промышленного района является:
А) электроника, б) машиностроение, в) химическая промышленность, г) металлургия.
5. Какова роль Северо-Западного района в экономике России?
2 вариант.
1. Найдите неверные утверждения:
А) Северо-Западный район граничит с Северным и центральным экономическими районами.
Б) В составе Северо-Западного района есть республики, края, области.
В) Северо-Западный район и калининградская область граничит с шестью государствами.
Г) Северо-Западный район и Калининградская область граничит с шестью государствами.
Д) На территории Северо-Западного района находится крайняя северная точка России.
2. Выберите отрасль машиностроения, которая развита в Санкт-Петербурге лучше, чем в лбом другом городе России:
А) тракторостроение, б) приборостроение, в) судостроение, г) автомобилестроение.
3. Укажите отрасль сельскохозяйственной специализации Северо-Западного района:
А) льноводство, б) птицеводство, в) зерновое хозяйство, г) свекловодство.
4. Пригороды Санкт-Петербурга являются:
А) промышленными центрами, б) технополисами, в) рекреационными районами.
5. Каковы проблемы Северо-Западного района?
Ответы:
1 вариант.1-а, в; 2-в; 3-б; 4-б.
2 вариант. 1- б, в, д; 2- в; 3-а; 4-в.
II Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
1. Определение состава и ЭГП Европейского Севера.
2.Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера.
3. Характеристика населения района.
Мотивация урока: Сегодня мы познакомимся с составом, ЭГП, природными ресурсами и особенностями населения Европейского Севера — самого крупного экономического района европейской части России — мы будим изучать, основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, поэтому урок будет проходить с большой долей самостоятельной работы с картами, учебником и статистическими данными.
1. Состав и ЭГП экономического района.
Площадь района — 1466 тыс. км2 , что составляет 8,6 % от площади страны, население-
6 млн. чел.-4% доля в России.
Задания:
1. Определите состав Европейского Севера.
Входят:1) 3 области; Мурманская, Архангельская с Ненецким АО, Вологодская
2) 2 республики: Коми, Карелия.
2. Используя, план характеристики ЭГП района определите особенности ЭГП Европейского Севера и выделите благоприятные и неблагоприятные особенности. Данные запишите в тетрадь.
Благоприятные:
1) имеет приморское положение;
2) соседствует с районами Центральной России — индустриальной базой страны, что выгодно для развития экономики страны;
3)Граничит с развитыми странами Европы — Норвегией и Финляндией, что позволяет развивать экономические отношения.
Неблагоприятны:
1. Транспортная сеть — редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям — на Мурманск, Архангельск, Воркуту.
2. Располагается на крайнем севере, проходит северный полярный круг — суровость климата усиливается с запада на восток.
3. Как влияет географическое положение на природу данного экономического района?
( Располагается на крайнем севере, проходит северный полярный круг — суровость климата усиливается с запада на восток.)
2.Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера.
Учащиеся представляют презентацию в электронном виде по видам и запасам природных ресурсов Европейского Севера (опережающее задание)
Виды ресурсов:
1. Лесные и земельные.
2. Водные и рыбные.
3. Топливные (нефть, газ, уголь, торф).
4. Минеральные (алмаз, апатиты, бокситы, медно — никелевые руды, бокситы)
В презентации указать:
А) районы распространения;
Б) общие запасы и в сравнении с запасами страны;
В) использование;
Г) проблемы освоения природных ресурсов.
Задания:
1. Во время презентации по природным ресурсам заполните самостоятельно таблицу.
Природные ресурсы Европейского Севера.
Районы размещения | Отрасли промышленности, Использующие ресурсы. |
2. Сделайте вывод о запасах природных ресурсах данного экономического района.
(Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.)
3. Характеристика населения района.
Задание:
1.Используя текст учебника, карты атласа, статистические материалы составьте схему «Население Европейского Севера»
Население Европейского Севера