Конспект урока по географии «Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения» 9 класс

Урок-практикум по теме: «Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения»

Выполнила Сорокопуд Валентина Николаевна,

Учитель географии

МБОУ СОШ № 10 г. Ростов-на-Дону

Цель урока:

1. Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера.

2. Развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации.

3. Оценить ЭГП, природные условия, ресурсы и выявить проблемы их освоения.

4. Развивать умения у учащихся

работать с информационными технологиями.

Тип урока: комбинированный.

Формы контроля: тест, составление схемы.

Оборудование: карта «Экономика России», атласы, статистические материалы, компьютер, диапроектор.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Форма проверки: Тест.

Задания по теме «Северо-Западный район»

1 вариант.

1. Найдите неверные утверждения.

А) Северо-Западный район граничит с Северным, волго-Вятским и центральным экономическими районами.

Б) Северо-Западный район соседствует с Вологодской и Тверской областями.

В) Район удален от промышленно развитых

районов и имеет невыгодное положение внутри страны.

Г) Северо-Западный район граничит с Эстонией, Латвией, Финляндией.

2. Укажите отрасль сельскохозяйственной специализации Северо-Западного района:

А) рыболовство, б) садоводство, в) молочное животноводство.

3. Укажите памятники архитектуры Санкт-Петербурга:

А) Русский музей, Грановитая палата, Казанский собор;

Б) Эрмитаж, Аничков мост, Адмиралтейство;

В) Третьяковская галерея, Дворец съездов, собор Василия Блаженного.

4. Отраслью специализации промышленного района является:

А) электроника, б) машиностроение, в) химическая промышленность, г) металлургия.

5. Какова роль Северо-Западного района в экономике России?

2 вариант.

1. Найдите неверные утверждения:

А) Северо-Западный район граничит с Северным и центральным экономическими районами.

Б) В составе Северо-Западного района есть республики, края, области.

В) Северо-Западный район и калининградская область граничит с шестью государствами.

Г) Северо-Западный район и Калининградская область граничит с шестью государствами.

Д) На территории Северо-Западного района находится крайняя северная точка России.

2. Выберите отрасль машиностроения, которая развита в Санкт-Петербурге лучше, чем в лбом другом городе России:

А) тракторостроение, б) приборостроение, в) судостроение, г) автомобилестроение.

3. Укажите отрасль сельскохозяйственной специализации Северо-Западного района:

А) льноводство, б) птицеводство, в) зерновое хозяйство, г) свекловодство.

4. Пригороды Санкт-Петербурга являются:

А) промышленными центрами, б) технополисами, в) рекреационными районами.

5. Каковы проблемы Северо-Западного района?

Ответы:

1 вариант.1-а, в; 2-в; 3-б; 4-б.

2 вариант. 1- б, в, д; 2- в; 3-а; 4-в.

II Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Определение состава и ЭГП Европейского Севера.

2.Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера.

3. Характеристика населения района.

Мотивация урока: Сегодня мы познакомимся с составом, ЭГП, природными ресурсами и особенностями населения Европейского Севера — самого крупного экономического района европейской части России — мы будим изучать, основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, поэтому урок будет проходить с большой долей самостоятельной работы с картами, учебником и статистическими данными.

1. Состав и ЭГП экономического района.

Площадь района — 1466 тыс. км2 , что составляет 8,6 % от площади страны, население-

6 млн. чел.-4% доля в России.

Задания:

1. Определите состав Европейского Севера.

Входят:1) 3 области; Мурманская, Архангельская с Ненецким АО, Вологодская

2) 2 республики: Коми, Карелия.

2. Используя, план характеристики ЭГП района определите особенности ЭГП Европейского Севера и выделите благоприятные и неблагоприятные особенности. Данные запишите в тетрадь.

Благоприятные:

1) имеет приморское положение;

2) соседствует с районами Центральной России — индустриальной базой страны, что выгодно для развития экономики страны;

3)Граничит с развитыми странами Европы — Норвегией и Финляндией, что позволяет развивать экономические отношения.

Неблагоприятны:

1. Транспортная сеть — редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям — на Мурманск, Архангельск, Воркуту.

2. Располагается на крайнем севере, проходит северный полярный круг — суровость климата усиливается с запада на восток.

3. Как влияет географическое положение на природу данного экономического района?

( Располагается на крайнем севере, проходит северный полярный круг — суровость климата усиливается с запада на восток.)

2.Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера.

Учащиеся представляют презентацию в электронном виде по видам и запасам природных ресурсов Европейского Севера (опережающее задание)

Виды ресурсов:

1. Лесные и земельные.

2. Водные и рыбные.

3. Топливные (нефть, газ, уголь, торф).

4. Минеральные (алмаз, апатиты, бокситы, медно — никелевые руды, бокситы)

В презентации указать:

А) районы распространения;

Б) общие запасы и в сравнении с запасами страны;

В) использование;

Г) проблемы освоения природных ресурсов.

Задания:

1. Во время презентации по природным ресурсам заполните самостоятельно таблицу.

Природные ресурсы Европейского Севера.

Виды природных ресурсов

Районы размещения

Отрасли промышленности,

Использующие ресурсы.

2. Сделайте вывод о запасах природных ресурсах данного экономического района.

(Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.)

3. Характеристика населения района.

Задание:

1.Используя текст учебника, карты атласа, статистические материалы составьте схему «Население Европейского Севера»

Население Европейского Севера


Конспект урока по географии «Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения» 9 класс