Конспект урока по географии “Центрально-Черноземный район” 9 класс

Схема конспекта урока

Учитель: Тишин Валерий Николаевич

Предмет: география Класс: 9

Тема урока: Центрально-Черноземный район

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, Включающий:

Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся:

Настрой на учебную деятельность, предмет и тему урока, создание творческой, деловой атмосферы.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

Включить учащихся

в деятельность на личностно-значимом уровне, конкретизировать изучаемый материал.

Задачи: создать атмосферу доброжелательности на уроке, придать уверенность в своих силах.

Применяемые методы :

Словесный – беседа.

Критерий достижения цели: Положительный настрой обучающихся к работе, ответы на вопросы учителя по предложенной ситуации.

– Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас.

– Что мы изучали на прошлом уроке?

Сегодня мы будем изучать район, название которого состоит из двух слов. Первое определяет его географическое положение, а второе главное природное богатство. Я прочту

текст, а вы сформулируйте название района, о котором пойдет речь на уроке. В формировании хозяйственного комплекса данного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное ЭГП. Своим названием район обязан преобладающим на его территории плодородным черноземным почвам. Почти все земли, за исключением неудобных для распашки, превращены в пашню, которая занимает более 80% всей площади. Это единственный район страны, где действуют сразу две атомные электростанции – Курская и Нововоронежская.

О каком районе пойдет речь?

Слайд №1

Определим цель сегодняшнего урока. С чего мы должны начать изучение данного района. Что и в какой последовательности нужно узнать, чтобы познакомится с темой нашего урока. Слайд №2

Знания этой темы позволят вам оценить значимость природных условий для развития хозяйства региона, а следовательно и для развития хозяйства нашей страны.

Донесение до учеников критериев оценки на уроке. Оценка на уроке будет складываться из оценки за тест и устных ответов учащихся.

2.

Тестирование обучающихся по заданному на Дом материалу

Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся:

Учащиеся смогут выявить свой уровень знаний по изученной ранее теме.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Проверить, насколько глубоко усвоен заданный на дом материал. Выявить характерные недостатки в знаниях, их причины. Ликвидировать обнаруженные недочеты.

Выявить уровень овладения знаниями у учащихся.

Применяемые методы:

Метод программированный, метод стимулирования (похвала).

Критерий достижения цели:

Ответы на вопросы теста.

Выполним тест для того, чтобы проверить уровень усвоения темы прошлого урока.

Укажите субъект РФ не входящий в состав Волго-Вятского района

А) Марий Эл,

Б) Мордовия,

В) Кировская область,

Г) Пензенская область.

Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является

А) Черная металлургия,

Б) Машиностроение,

В) Химическая промышленность,

Г) Овцеводство.

В какой из республик Волго-Вятского района преобладает коренное население?

А) Чувашия,

Б) Марий Эл,

В) Мордовия.

Укажите самый крупный город Волго-Вятского района.

А) Киров,

Б) Чебоксары,

В) Нижний Новгород,

Г) Йошкар-Ола.

Укажите столицу Мордовии

А) Чебоксары,

Б) Саранск,

В) Йошкар-Ола.

Обучающиеся выполняют тестирование.

Учитель ставит оценки.

3.

Изучение нового учебного материала.

Цели, которые должны быть достигнуты обучающимися:

Учащиеся смогут определить состав Центрально-Черноземного района.

Закрепят навык работы с контурной картой.

Вычислят плотность населения данного района.

Дадут общую характеристику району.

Сделают описание экономико-географического положения ЦЧР.

Определят выгодность географического положения данного района.

Познакомятся с отраслями специализации района и научатся видеть логическую связь между природными ресурсами и отраслями специализации данного района.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

Создать ситуацию для решения проблемного вопроса.

Побудить учащихся к поиску новых знаний.

-Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Метод работы на данном этапе:

Метод наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, сообщающая беседа.

Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:

Создание ситуации успеха, оценка ответа учителем, взаимоподдержка.

Формы работы на данном этапе:

Самостоятельная, практическая, работа в парах.

Критерий достижения цели: Верно заполненная контурная карта, верно выполненное описание ЭГП района, активное участие учащихся в обсуждении.

Конечно, мы должны узнать, из каких субъектов состоит Центрально-Черноземный район. Обратимся к таблице и посмотрим на состав данного района.

Один из учеников называет состав района. Учитель демонстрирует слайд № 3 с изображением карты данного субъекта федерации.

Самостоятельная работа учащихся. Подпишем на контурной карте название областей входящих в изучаемый район и обведем границы его территории.

Дать общую характеристику Центрально-Черноземного района нам помогут статистические данные учебника на стр.222.

Самостоятельная работа учащихся. Выпишите в тетрадь площадь территории данного района, его численность и самостоятельно определите плотность населения.

Выпишите в тетрадь долю городского населения района.

Общая характеристика Центрально-Черноземного района. Слайд №4

Площадь: 168000 км²,

Численность населения: 7236 тыс. чел. (2008),

Плотность населения: 43 чел./км²,

Уровень урбанизации: 63,2 % населения проживает в городах.

Итак, вы определили состав района и дали ему общую характеристику. Теперь перед вами следующая задача: описать по плану ЭГП района.

План описания ЭГП района: Слайд№5

Состав экономического района.

Положение района (окраинное, пограничное, центральное в стране).

Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства, экономические центры).

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожным, автомобильным, речным, морским путям).

Вывод: возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.

Работа с тематическими картами и параграфом.

Состав района вы уже определили. Посмотрим на карту Р. Ф. Мы видим, что положение района пограничное.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся работают в парах. Определим с помощью карты границы данного экономического района. Подпишем эти субъекты на контурную карту, с которой работали ранее. ( Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке – с Поволжским, на юге – Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России. Пограничные государства: на западе – Украина (г. Киев) .

Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы. Назовите крупные города и промышленные узлы района. (Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов).

Сделайте вывод: Выгодное ли положение Центрально-Черноземного района?

Слайд № 6

Положение района – пограничное.

Экономическое окружение:

Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке – с Поволжским, на юге – Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России.

Пограничные государства: на западе – Украина (г. Киев).

Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов.

Вывод: ЭГП района выгодное.

Особенности Центрального Черноземья.

Рассмотрим особенности развития хозяйства изучаемого района. Обратимся к рисунку 9 на стр 68 учебника.

В развитии ЦЧР можно выделить следующие этапы:

XIII в

Дикое поле.

XVII в.

Русская помещичье-крестьянская колонизация.

XVIII-XIX вв.

Развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом

Промышленного Центра.

Конец XIX – начало XX

Кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых

Районов и аграрным перенаселением.

1900-1930 гг.

Расширение доли технических культур в земледелии,

Производство сахара, развитие химической

Промышленности на пищевом сырье.

С 1950-х гг.

Начало освоения руд Курской магнитной аномалии,

Развитие черной металлургии и машиностроения.

Учитель поясняет данный рисунок.

Учитель сообщает информацию об основных отраслях специализации Центрально-Черноземного района, иллюстрируя свой рассказ слайдами из презентации.

Основные отрасли специализации: сельское хозяйство и пищевая промышленность, черная металлургия, металлоемкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство – посевы сахарной свеклы, масличных и зерновых культур. В животноводстве развито: молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.

Экологические проблемы Центрально-Черноземного экономического района.

Сообщение учащегося по материалам учебника из статьи “Стоп-кадр” и задает учащимся заранее приготовленные вопросы по данной теме.

4.

Закрепление учебного материала

Цель для обучающихся :

Учащиеся смогут выявить уровень усвоенных на уроке знаний.

Систематизируют полученные знания.

Цель, которую ставит перед собой учитель:

Закрепить у учащихся полученные знания по данному материалу.

Выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины.

Метод работы на данном этапе:

Программированный, словесный.

Критерий достижения цели:

Правильные ответы учащихся на тестовые задания. Правильные и логичные рассуждения при ответе на вопросы, требующие развернутого ответа.

Итог урока. Рефлексия.

Цель учащихся:

Осознать значимость полученных знаний и использовать их в процессе выполнения домашнего задания.

Цель учителя:

Анализ, оценка успешности достижения цели урока.

Методы: Словесные.

Критерии достижения цели –

Устные монологические микро высказывания о том, что нового узнали ученики, что они умеют теперь делать.

Учащиеся выполняют тестирование для того чтобы выявить уровень усвоения материала, полученного на уроке.

Обобщение пройденного материала:

1. Выберите выражения, характеризующие особенности Центрально-Черноземного района:

А) самый многонациональный район России;

Б) самый маленький по площади район;

В) сельскохозяйственный район России;

Г) сосредотачивает большие запасы железной руды.

2. Выберите верные ответы. В состав Центрально-Черноземного района входят:

А) Воронежская область;

Б) Липецкая область;

В) Ульяновская область;

Г) Курская область.

3. Определите ресурсы, запасы которых в Центральном Черноземье значительны:

А) черноземы;

Б) железная руда;

В) каменный уголь;

Г) бурый уголь.

Назовите главные отрасли специализации ЦЧР.

Влияет ли наличие природных ресурсов (таких как железная руда) на формирование отраслей специализации данного района.

Проводится взаимопроверка. И работа над ошибками.

Учитель предлагает учащимся сравнить результат своей работы на уроке с поставленной к уроку целью. Учащиеся делают выводы о степени достижения цели урока в процессе их работы над изучаемой темой.

5.

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Уяснить содержание, приемы и последовательность выполнения домашнего задания.

Закрепить полученные знания на уроке, оценить возможность их использования в процессе выполнения домашнего задания.

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание

На дом:

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

Стимулировать на работу с дополнительной литературой.

Методы: Словесные.

Критерии достижения цели:

Принятие и осознание всеми учащимися формы и методики выполнения домашнего задания.

Параграф 15, задания в конце параграфа.

Как сохранить главное богатство района – чернозем, который В. В. Докучаев называл “царем почв”? Предложите пути решения проблемы.

() – задания выше стандарта, которые выполняются обучающимися по желанию и оцениваются отдельно, направленные на дифференцированный подход к обучающимся

Ребята. Все сегодня замечательно, плодотворно поработали.

Спасибо всем. Урок окончен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока по географии “Центрально-Черноземный район” 9 класс