Конспект урока: П. Корнель, Ж. Расин, Ф. Ларошфуко, Ж. Б. Мольер – комедиограф, актер, театральный деятель

Цель : учебная: представить общие сведения о французском классицизме, исторических условиях его возникновения, раскрыть теоретические основы классицистической литературы в трактате Н. Буало “Поэтическое искусство”, осветить основные события жизни Мольера; развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности и связной речи учеников; воспитательная: воспитывать у учеников уважение к деятелям искусства.

Тип урока : урок-обзор.

Оборудование : репродукции картин Н. Пуссена, К. Лоррена, архитектурных ансамблей Лувра, Версаля,

Фонтенбло, портрет Ж.-Б. Мольера; аудиозаписи фрагментов лирических трагедий Ж. Б. Лилие.

Я мыслю, итак, я существую. Рене Декарт.

Ход урока.

І. Подготовка к восприятию учебной темы. Сообщение темы и цели урока, эпиграфа.

Слово учителя.

Раскрываются исторические условия возникновения классицизма во Франции 17 столетия, политика короля Людовика ХIV и кардинала Ришелье, достижение литературы и искусства. Характеристика художественных принципов классицизма. Содержание трактата Н. Буало “Поэтическое искусство”.

Рассказ о творчестве писателей: Лафонтена, Корнеля, Расина и других (материал

учебника Б. Шалагинова и рекомендованных источников).

II. Формирование самостоятельности обучения.

Ученики составляют тезисы к лекции учителя.

Образец ученического конспекта.

Основные правила классицизма.

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побуждало их подражать традициям античных мастеров. Они считали: в одни времена создаются образцы прекрасного, то в другие времена задачи художников заключается в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда – установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. Иерархия жанров: высокие (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма), средние (научные произведения, элегии, сатиры), низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

3. Ум – главный критерий художественной правды и прекрасного.

4. Опираясь на трактат Теофраста “Характеры”, классицисты утверждали деление человеческих характеров, поэтому классицистические образы отличаются абстрактностью и универсальностью, они воссоздают лишь общие черты, а не индивидуальные. Персонажи большей частью схематические, они воплощают какую-то одну черту.

5. Четкое деление характеров на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения подчиняются правилу трех единств – времени, места, действия.

7. Четкая композиция произведений.

8. Аристократизм, ориентация на вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма нарушали это правило, например, Мольер.

9. Эстетичную ценность для классицистов имело лишь вечное, не подвластное времени.

III. Привлечение учеников к творческому процессу.

Чтение и обсуждение некоторых афоризмов философа Ларошфуко.

– Не каждый человек, который познал глубины своего ума, познал глубины своего сердца.

– Миром правит судьба и прихоти.

– Слава больших людей всегда должна измеряться средствами, которыми она была достигнута.

– Легче познать человечество, чем одного человека.

– Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум.

– Нет ничего глупее желания быть умнее всех.

IV. Демонстрация репродукций картин Паусена, фотографий архитектурных памяток 17 столетия.

V. Ролевая игра “Интервью писателя”.

Класс делится на две творческие группы: корреспондентов и команду Мольера, куда входят ученики, которые выполняют роли самого драматурга, актеров его труппы и современников. Обе группы самостоятельно обрабатывают рекомендованные литературоведческие источники о жизни и творчестве писателя. Вопросы, заранее подготовленные творческой группой корреспондентов, ставятся неприятелям.

Выиграет та команда, которая проявит лучшую осведомленность с событиями жизненного и творческого пути художника.

Ориентировочные вопросы корреспондентов:

– Могла ли ваша судьба сложиться иначе, кем бы вы стали?

– Ваш путь на сцену был легким и успешным?

– Почему вам пришло в голову стать драматургом, неужели не давала покоя слава Шекспира?

– Почему вы выбрали жанр комедии, чтобы веселить публику и угождать вельможным покровителям?

– Известно, что вашему театру оказывал содействие король Людовик ХIV, разрешил играть в Париже, даже разрешил выступать в знаменитом Пале Рояле. Итак, вы были придворным комедиографом?

– Какие пьесы из вашего задела вы оцените как наиболее удачные, почему?

– В чем особенности жанра “высокой комедии”, созданной вами, какова ее Цель?

– Не слишком ли примитивная схема ваших комедий: конфликт между героем, который находится под влиянием какой-то мании, страсти, и его соперником интриганом, который пользуется этим.

– Какие трудности вам пришлось преодолевать?

– Считаете ли вы свою судьбу удачной?

VI. Обобщение знаний по теме.

VII. Беседа с вопросами.

– Какие исторические факторы повлияли на формирование классицизма?

– Какое учение стало философской основой классицизма?

– Назовите основные правила классицизма.

– Какие идеалы утверждались в классицистическом искусстве?

– Назовите представителей классицизма в разных видах искусства.

VIII. Итог урока. Мотивация оценок.

IX. Домашняя задача.

Прочитать пьесу Мольера “Мещанин-Шляхтич”, определить основные темы и проблемы произведения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока: П. Корнель, Ж. Расин, Ф. Ларошфуко, Ж. Б. Мольер – комедиограф, актер, театральный деятель