Конспект урока ОЗОЖ во 2 классе
Конспект урока по предмету “Основы здорового образа жизни” во 2 классе Конспект подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №22 г. Саратова Дмитриева Ольга Петровна Тема урока: Гигиена тела. Чистота – залог здоровья.
Описание работы: данный материал может быть полезен преподавателям начальной школы, причем как на уроке ОЗОЖ, так и на классных часах. В ходе урока применяются загадки, стихи, игры. На уроке школьники подробно рассматривают понятие “гигиена”, ее виды и основные правила ухода за собой.
Так как в рабочих тетрадях
Цель урока: закрепить знания об основных правилах личной гигиены.
Задачи:
1. Способствовать осознанию функционального назначения кожи в организме человека.
2. Усвоить информацию о главных средствах личной гигиены.
3. Развивать мышление, речь, память.
4. Способствовать формированию полезных привычек, учить уходу за кожей.
5. Воспитывать аккуратность, опрятность, желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование: картинки с изображением чистых ног, ногтей,
На доске заранее начерчен Дом, разделенный на 6 секций. Ход урока1 Организационный момент
– Прозвенел звонок – начался урок!
2 Настрой
– Чистота – залог здоровья…
Чистота – залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в школе, на работе,
И на суше, и в воде.
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
(Сабри Надя)
Целевая установка
– О чем мы с вами сегодня будем беседовать?
– Правильно, о чистоте тела, а какая наука о здоровье советует нам содержать тело в чистоте?
– Гигиена, молодцы.
“Поиск ответов”
– Но гигиена – это очень широкое понятие, оно охватывает практически все стороны жизни людей. Слово “гигиена” произошло от греческого “hygienos” , что в переводе означает – “приносящий здоровье”. Иными словами скажем – гигиена – это наука об улучшении и сохранении нашего здоровья. (вывешиваю карточку с определением науки)
– Гигиену можно разделить на разные разделы, например, гигиена детей и подростков, гигиена труда, личная гигиена, гигиена питания, военная, гигиена окружающей среды и т. д.
– Сегодня мы рассмотрим тему личной гигиены. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте.
– Что покрывает наше тело? (кожа)
– Как вы думаете, какова задача кожи, она покрывает тело для красоты? или еще для чего-то?
– Да, главная задача кожи – защитная, она защищает от болезней. А теперь представьте, что вы на футбольном поле, играете, падаете, встаете и опять активно двигаетесь, каково состояние организма в это время? (человек потеет, кожа и одежда пачкаются)
– Когда мы бегаем, прыгаем или просто когда жарко, то на коже проявляется пот, скапливается жир, на них задерживается и копится пыль. Кожа становится грязной и уже не может защищать нас от микробов. А тут уже и до болезней недалеко! Наукой доказано, что через кожные покровы человека за неделю выделяется 300 г сала и примерно 7 л пота.
Чтобы защитные свойства кожи не нарушались – эти выделения надо регулярно смывать. Вот почему надо содержать тело в чистоте.
– Прочитайте скороговорку (вывешиваю на доску)
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши!
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь!
– Давайте запомним и потренируемся быстро и четко рассказывать эту скороговорку.
– Как вы думаете, к кому здесь обращается автор? Какое простое решение предложено испачкавшемуся человеку?
– Правильно, помыться, это и есть основное правило личной гигиены. Ребята, у гигиены есть друзья, какие, угадайте в загадках:
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
Познакомиться готов?
Я бываю всех цветов.
Ручки моешь? Очень мило,
Значит, пригодится…(Мыло)
– Мыться нужно ежедневно, теплой водой. Использовать мочалку и моющие средства. (вывешиваю картинку с изображением моющегося ребенка)
– Очень важно следить за чистотой рук и ногтей, как вы думаете, почему? (вредные микроорганизмы могут с рук попасть в рот)
– Правильно, даже есть такая болезнь грязных рук – дизентерия. Послушайте стихотворение и подумайте, что нужно делать, чтоб не попасть в подобную ситуацию.
Панацея
Пришел в поликлинику
Вова Петров.
Захныкал Петров:
“Что-то я нездоров.
Так странно и жутко урчит мой живот,
Как будто
В нем кто-то ужасный живет! “
И доктор
Петрову прилечь предложил,
И ухо
К его животу приложил,
Урчанье послушал,
Серьезно молча,
И брови полезли на лоб у врача.
До этого
Доктор не слыхивал, чтобы
Внутри пациента
Болтали
Микробы!
Один говорил,
Что сегодня снаружи
Он прибыл в живот
На невымытой груше.
Другой говорил,
Что Петров ему друг,
Поскольку неделю
Не мыл своих рук,
И в гости
Отправил к себе через рот,
Руками немытыми
Взяв бутерброд.
И доктор
Седой головой покачал,
И пальцами
В крышку стола постучал,
И Вове сказал:
“От такого соседства
Вас быстро избавит
Надежное средство “.
“Какое? “-
Спросил его Вова уныло.
И доктор сказал:
“Туалетное мыло “.
(А. Ерошин )
Итак, при каких обстоятельствах нужно мыть руки? (перед едой, после туалета, после контакта с животными). (вывешиваю картинку с изображением чистой детской руки)
Физминутка.
– А за ногами как будем ухаживать?
– Мыть ноги надо ежедневно в прохладной воде с мылом, как вы думаете, почему в прохладной воде? (прохладная вода уменьшает потовыделение) (вывешиваю картинку с изображением чистых ног)
– А вот еще одна подружка гигиены, угадайте, что это:
Хоть на вид она не очень хороша
И немножечко похожа на ежа,
Очень любит перед тем, как лягу спать,
На зубах моих минутку поплясать. (Зубная щетка)
– Также нужно не забывать и о чистоте полости рта. Как часто надо чистить зубы? Можно пользоваться чужой зубной щеткой?(вывешиваю картинку с изображением чистки зубов)
– Итак, зубы чистим дважды в день, это утром и вечером, перед сном. Чужими щетками мы не пользуемся. Если зубы заболели – идем к врачу, какому? (стоматологу). Прослушайте еще стихотворение. (ученица выразительно читает)
Чистые зубы
Кто чистит зубы по утрам,
Тот поступает мудро!
Кто чистит их по вечерам,
Тот поступает мудро!
А захотелось пожевать
Зефир иль бутерброд,
Кто мудр, тот будет полоскать
После еды свой рот!
Гони подальше тетку Лень,
И помни о зубах весь день!
(Р. Куликова)
– А сейчас… у меня зазвонил телефон…примите телефонограмму! (передаю конверт, в письме напечатано слово “Шампунь”, дети передают сообщение друг другу по типу игры “Глухой телефон”)
– Также надо ухаживать за волосами, ведь правильный уход за волосами и кожей головы нормализует работу сальных желез и кровообращение в организме. (вывешиваю картинку с изображением опрятных волос)
– Какие правила по уходу за волосами вы знаете?
– Теперь мы знаем, что волосы будем мыть по мере загрязненности, теплой водой, используем шампуни, осторожно пользуемся дополнительными средствами, это бальзамы, маски и прочее, все это согласовываем с родителями. Вытираемся полотенцем, сушим обычным способом, феном пользуемся только в крайних случаях, т. к. горячий воздух пересушивает волосы и чужими расческами мы тоже пользоваться не будем.
– Все мы с вами помыли, кожу помыли, голову помыли, ногти чистые, зубы тоже почистили. Можем мы сейчас одеть одежду в которой гуляли уже несколько дней? Почему? Правильно, очень важную роль в личной гигиене играет чистота вашего белья.
Одежда тоже защищает нас от различных повреждений, природных воздействий (дождь, жара и т. д.), даже от насекомых, поэтому белье должно регулярно стираться, носки и нижнее белье меняются ежедневно. (вывешиваю картинку с изображением чистого белья) Также не надо забывать, что одежда должна быть по погоде, по сезону и по размеру.
– У каждого из вас должно быть свое полотенце, своя сорочка или пижама, своя постель. Как вы думаете, почему? Молодцы, многое теперь знаете о личной гигиене.
Рефлексия
– Сегодня мы познакомились с понятием ГИГИЕНА, на карточках у каждого из вас изображены друзья гигиены, о каком друге мы еще не говорили? Почему с ним дружит гигиена? Давайте тоже с ними навсегда подружимся и красиво их раскрасим. (дети выполняют задание на карточках)
– Итак, внимание на доску, представим понятие “личная гигиена” в виде дома, название поместим на крыше, а в доме есть комнаты, и в каждую комнату мы поселим: “чистоту рук, ногтей” (прикрепляю картинку с изображением чистой детской руки в одну из секций дома).
– Еще кого куда заселим? (учащиеся перечисляют и по очереди крепят картинки, вывешенные ранее на доске)
3 Подведение итогов
– Что нового вы сегодня узнали? На какие разделы можно разделить понятие “гигиена”? Каких друзей гигиены вы запомнили?
Что будем в себе воспитывать? Молодцы.
Приложение
Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте