Конспект урока окружающего мира “Путешествие на Крайний Север”



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №2 “Искорка” г. Протвино

Конспект урока окружающего мира

“Путешествие на Крайний Север”

Миронова Нина Федоровна

2015г.

Направление: познавательно-речевое.

Образовательная область : познание.

Раздел: ознакомление с природой.

Проектировочный компонент.

Цель: познакомить детей с особенностями Крайнего Севера Земли.

Задачи:

Образовательные : дать представление об обитателях Крайнего Севера, среде их обитания и способах питания; о растительности Крайнего Севера.

Развивающие: расширять кругозор детей, познакомить с новыми понятиями:

Крайний север, северное сияние, вечная мерзлота; развивать воображение, символическую функцию мышления.

Воспитательные : воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе и ответственное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа : чтение глав из энциклопедии о природе Крайнего Севера (образовательная область “Познание”) и сказки В. Катаева “Цветик-семицветик”

(обр. обл. ” Чтение художественной литературы”); рассматривание иллюстраций к сказке (обр. обл. “Художественное творчество”).

Медиа – объекты: иллюстрации, фотографии растений и животных Крайнего Севера, загадки.

Оборудование: имитация северного сияния, “самолет” для путешествия, имитация собачьей упряжки.

Организационный компонент.

Материалы:

Демонстрационный – использование интерактивной доски для показа слайдов:

№1 – изображение облаков;

№2 – изображение собачьей упряжки;

№3 – изображение северного сияния;

№4 – изображение ледяной пустыни;

№5 – изображение белого медведя;

№6 – изображение тюленя;

№7 – изображение моржа;

№8 – изображение северного оленя;

Раздаточный – имитационные мини-компьютеры для определения состояния погоды; карточки с символическим изображением состояния погоды в своем городе и на Севере; билеты для посадки в самолет, с изображением геометрических фигур разного цвета и размера.

Занятие составлено в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающими технологиями, соответствует данной возрастной категории дошкольников, направлено на положительно-эмоциональный отклик у детей.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель включает магнитофонную запись с объявлением о посадке в самолет пассажиров, вылетающих рейсом Протвино – Крайний Север.

Воспитатель в форме стюардессы обращает внимание детей на “самолет” и приглашает их занять свои места, согласно билетам, которые Дети получают, заходя в “самолет”.

– Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Мы рады вас приветствовать на борту нашего самолета.

– Скажите, кто вы такие? (Путешественники).

– Назовите маршрут вашего путешествия. (Протвино – Крайний Север).

Воспитатель-стюардесса проверяет, правильно ли дети заняли свои места.

– Самолет взлетает. Просьба, пристегнуть ремни. (Дети имитируют пристегивание ремней безопасности).

– Как вы представляете себе Арктику? (Ответы детей: “Там живут белые медведи. Много снега и льда, холодно”.)

– Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне? (Ответы детей, обобщающие ответы).

– Наш самолет оснащен мини-компьютерами, которые помогут определить состояние погоды за бортом самолета.

Нажмите левую красную кнопку. “Принтер” напечатает вам сводку о погоде. Достаньте ее, переверните и вставьте в экран. (Дети достают карточки с символическим обозначением состояния погоды).

– Какая погода за бортом самолета в данный момент в нашем городе? (Ответы детей зависят от состояния погоды в день проведения НОД.)

– Где находится Крайний Север? (На севере).

– Нам необходимо установить направление нашего полета на бортовом компьютере. Я попрошу это сделать штурмана. (Ребенок, исполняющий роль штурмана, на имитационном компьютере с помощью компаса устанавливает направление на север).

– Я попрошу вас посмотреть в окна иллюминаторов.

( Слайд №1. Изображение облаков).

Какие красивые облака! На что они похожи? (Высказывания детей).

– А что вы знаете о Крайнем Севере? Что там нас ждет? (Ответы)

– Наш самолет начинает снижение. Я попрошу вас определить состояние погоды за бортом еще раз. Нажмите правую кнопку. Достаньте сводку, вставьте в экран.

Что показывает ваш компьютер? (Холодно. Синяя стрелка опущена далеко вниз. Дует сильный ветер.)

– Что надо надевать при такой низкой температуре? Какую одежду? (Обобщающие ответы).

– Оденемся как можно теплее. (Психогимнастика: одевание теплой одежды).

– А у вас есть проводник?

– Давайте, я буду вашим проводником. Только прошу вас, не отставать от меня и не отходить далеко. Как вы думаете, почему? (Можно заблудиться и потеряться.

Унесет сильный ветер. Повстречаешься с дикими животными.)

– Выходим из самолета.

– Что-то здесь очень холодно. Согреем уши. Согреем нос, согреем щеки. (Психогимнастика).

– Да нас здесь встречают! Посмотрите, для нас приготовили собачью упряжку.

( Слайд №2. Изображение собачьей упряжки).

– Присядем на нее и совершим прогулку. (Садятся на сани, покрытые овчиной).

– Посмотрите, а что там за красивые огоньки?

(Слайд №3. Изображение северного сияния).

Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса: Кто зажег огонь чудесный

Загорелись небеса! Золотой костер небесный?

Ой, горит-пылает пламя Никого за тучей нет.

Над сверкающими льдами! Это с неба льется свет.

Огоньки играют, переливаются всеми цветами радуги. (Включается подсветка – имитация северного сияния).

– Это северное сияние. Такое явление природы можно наблюдать только здесь. А вокруг простирается белая пустыня, и только вдалеке виднеется домик полярников. ( Слайд №4.

Изображение ледяной пустыни).

– Вы знаете, кто такие полярники? (Обобщающие ответы).

Давайте зайдем к ним в гости. Интересно, что они нам оставили?

Воспитатель обращает внимание детей на картинки-иллюстрации с изображением мха, лишайников, карликовых деревьев и кустарников.

– Посмотрите внимательно! Да это же растения Крайнего Севера. Рассмотрим их фотографии.

– Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы.

Выжить в таких суровых условиях могут только растения, у которых небольшая стелющаяся по каменистой земле корневая система. На Крайнем Севере не бывает привычной для нас смены дня и ночи. Там полгода длится полярная ночь и полгода полярный день.

– Как вы думаете, какое животное является самым крупным на Крайнем Севере? (Ответы)

– Давайте движениями изобразим белого медведя.

Топай, мишка! Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

– Интересно, а что там за белый сугробик? Посмотрим в свои бинокли. (Дети изображают, как они смотрят в бинокли.)

– Да это же белый медведь! (Слайд №5. Изображение белого медведя).

– А чем он питается? (Обобщающие ответы)

Белый медведь – крупное красивое животное до 800кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью.

Свою добычу – моржей, тюленей он находит по запаху, приносимому ветром за много километров. Белый медведь занесен в Красную книгу.

В водах Северного Ледовитого океана много рыбы, которой кормятся тюлени. ( Слайд№6. Изображение тюленя) . Они отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью.

Размеры тюленей до 1,5-2м, а вес 250-300кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находится на суше, так как дышат воздухом.

Морж – крупное морское животное длиной 3-4м и весом до 800-900кг.

( Слайд №7. Изображение моржа). Имеют клыки длиной 40-50см из очень прочной кости.

Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки – оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу.

( Слайд №8. Изображение северного оленя). Северный олень – служит людям, живущим на Крайнем Севере.

Из его шкур они делают свои жилища, используют мясо оленя в пищу. Питаются олени мхом, который называется ягель. Они раскапывают снег копытами и находят его.

Однако нам пора возвращаться домой. Попрошу всех занять свои места в самолете.

– Что вы узнали о Севере?

– Что вам особенно запомнилось?

– С кем бы вы хотели поделиться увиденным?

После приземления нашего самолета я предлагаю вам сделать зарисовки увиденного и рассказать о нашем путешествии родителям и друзьям.

Я приглашаю вас в новые путешествия, а в какие места вы захотите их совершить, вы решите сами. Мне было очень приятно с вами общаться.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока окружающего мира “Путешествие на Крайний Север”