Конспект урока окружающего мира “Путешествие на Крайний Север”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №2 “Искорка” г. Протвино
Конспект урока окружающего мира
“Путешествие на Крайний Север”
Миронова Нина Федоровна
2015г.
Направление: познавательно-речевое.
Образовательная область : познание.
Раздел: ознакомление с природой.
Проектировочный компонент.
Цель: познакомить детей с особенностями Крайнего Севера Земли.
Задачи:
Образовательные : дать представление об обитателях Крайнего Севера,
Развивающие: расширять кругозор детей, познакомить с новыми понятиями:
Крайний север, северное сияние, вечная мерзлота; развивать воображение, символическую функцию мышления.
Воспитательные : воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе и ответственное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа : чтение глав из энциклопедии о природе Крайнего Севера (образовательная область “Познание”) и сказки В. Катаева “Цветик-семицветик” (обр. обл. ” Чтение художественной литературы”);
Медиа – объекты: иллюстрации, фотографии растений и животных Крайнего Севера, загадки.
Оборудование: имитация северного сияния, “самолет” для путешествия, имитация собачьей упряжки.
Организационный компонент.
Материалы:
Демонстрационный – использование интерактивной доски для показа слайдов:
№1 – изображение облаков;
№2 – изображение собачьей упряжки;
№3 – изображение северного сияния;
№4 – изображение ледяной пустыни;
№5 – изображение белого медведя;
№6 – изображение тюленя;
№7 – изображение моржа;
№8 – изображение северного оленя;
Раздаточный – имитационные мини-компьютеры для определения состояния погоды; карточки с символическим изображением состояния погоды в своем городе и на Севере; билеты для посадки в самолет, с изображением геометрических фигур разного цвета и размера.
Занятие составлено в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающими технологиями, соответствует данной возрастной категории дошкольников, направлено на положительно-эмоциональный отклик у детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель включает магнитофонную запись с объявлением о посадке в самолет пассажиров, вылетающих рейсом Протвино – Крайний Север.
Воспитатель в форме стюардессы обращает внимание детей на “самолет” и приглашает их занять свои места, согласно билетам, которые Дети получают, заходя в “самолет”.
– Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Мы рады вас приветствовать на борту нашего самолета.
– Скажите, кто вы такие? (Путешественники).
– Назовите маршрут вашего путешествия. (Протвино – Крайний Север).
Воспитатель-стюардесса проверяет, правильно ли дети заняли свои места.
– Самолет взлетает. Просьба, пристегнуть ремни. (Дети имитируют пристегивание ремней безопасности).
– Как вы представляете себе Арктику? (Ответы детей: “Там живут белые медведи. Много снега и льда, холодно”.)
– Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне? (Ответы детей, обобщающие ответы).
– Наш самолет оснащен мини-компьютерами, которые помогут определить состояние погоды за бортом самолета.
Нажмите левую красную кнопку. “Принтер” напечатает вам сводку о погоде. Достаньте ее, переверните и вставьте в экран. (Дети достают карточки с символическим обозначением состояния погоды).
– Какая погода за бортом самолета в данный момент в нашем городе? (Ответы детей зависят от состояния погоды в день проведения НОД.)
– Где находится Крайний Север? (На севере).
– Нам необходимо установить направление нашего полета на бортовом компьютере. Я попрошу это сделать штурмана. (Ребенок, исполняющий роль штурмана, на имитационном компьютере с помощью компаса устанавливает направление на север).
– Я попрошу вас посмотреть в окна иллюминаторов.
( Слайд №1. Изображение облаков).
Какие красивые облака! На что они похожи? (Высказывания детей).
– А что вы знаете о Крайнем Севере? Что там нас ждет? (Ответы)
– Наш самолет начинает снижение. Я попрошу вас определить состояние погоды за бортом еще раз. Нажмите правую кнопку. Достаньте сводку, вставьте в экран.
Что показывает ваш компьютер? (Холодно. Синяя стрелка опущена далеко вниз. Дует сильный ветер.)
– Что надо надевать при такой низкой температуре? Какую одежду? (Обобщающие ответы).
– Оденемся как можно теплее. (Психогимнастика: одевание теплой одежды).
– А у вас есть проводник?
– Давайте, я буду вашим проводником. Только прошу вас, не отставать от меня и не отходить далеко. Как вы думаете, почему? (Можно заблудиться и потеряться.
Унесет сильный ветер. Повстречаешься с дикими животными.)
– Выходим из самолета.
– Что-то здесь очень холодно. Согреем уши. Согреем нос, согреем щеки. (Психогимнастика).
– Да нас здесь встречают! Посмотрите, для нас приготовили собачью упряжку.
( Слайд №2. Изображение собачьей упряжки).
– Присядем на нее и совершим прогулку. (Садятся на сани, покрытые овчиной).
– Посмотрите, а что там за красивые огоньки?
(Слайд №3. Изображение северного сияния).
Отгадайте загадку:
Что за чудо-чудеса: Кто зажег огонь чудесный
Загорелись небеса! Золотой костер небесный?
Ой, горит-пылает пламя Никого за тучей нет.
Над сверкающими льдами! Это с неба льется свет.
Огоньки играют, переливаются всеми цветами радуги. (Включается подсветка – имитация северного сияния).
– Это северное сияние. Такое явление природы можно наблюдать только здесь. А вокруг простирается белая пустыня, и только вдалеке виднеется домик полярников. ( Слайд №4.
Изображение ледяной пустыни).
– Вы знаете, кто такие полярники? (Обобщающие ответы).
Давайте зайдем к ним в гости. Интересно, что они нам оставили?
Воспитатель обращает внимание детей на картинки-иллюстрации с изображением мха, лишайников, карликовых деревьев и кустарников.
– Посмотрите внимательно! Да это же растения Крайнего Севера. Рассмотрим их фотографии.
– Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы.
Выжить в таких суровых условиях могут только растения, у которых небольшая стелющаяся по каменистой земле корневая система. На Крайнем Севере не бывает привычной для нас смены дня и ночи. Там полгода длится полярная ночь и полгода полярный день.
– Как вы думаете, какое животное является самым крупным на Крайнем Севере? (Ответы)
– Давайте движениями изобразим белого медведя.
Топай, мишка! Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
– Интересно, а что там за белый сугробик? Посмотрим в свои бинокли. (Дети изображают, как они смотрят в бинокли.)
– Да это же белый медведь! (Слайд №5. Изображение белого медведя).
– А чем он питается? (Обобщающие ответы)
Белый медведь – крупное красивое животное до 800кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью.
Свою добычу – моржей, тюленей он находит по запаху, приносимому ветром за много километров. Белый медведь занесен в Красную книгу.
В водах Северного Ледовитого океана много рыбы, которой кормятся тюлени. ( Слайд№6. Изображение тюленя) . Они отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью.
Размеры тюленей до 1,5-2м, а вес 250-300кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находится на суше, так как дышат воздухом.
Морж – крупное морское животное длиной 3-4м и весом до 800-900кг.
( Слайд №7. Изображение моржа). Имеют клыки длиной 40-50см из очень прочной кости.
Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки – оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу.
( Слайд №8. Изображение северного оленя). Северный олень – служит людям, живущим на Крайнем Севере.
Из его шкур они делают свои жилища, используют мясо оленя в пищу. Питаются олени мхом, который называется ягель. Они раскапывают снег копытами и находят его.
Однако нам пора возвращаться домой. Попрошу всех занять свои места в самолете.
– Что вы узнали о Севере?
– Что вам особенно запомнилось?
– С кем бы вы хотели поделиться увиденным?
После приземления нашего самолета я предлагаю вам сделать зарисовки увиденного и рассказать о нашем путешествии родителям и друзьям.
Я приглашаю вас в новые путешествия, а в какие места вы захотите их совершить, вы решите сами. Мне было очень приятно с вами общаться.