Конспект урока окружающего мира «Птицы средней полосы Росси»
Южный Административный округ
ГБОУ Детский сад № 919
Комбинированного вида
Конспект урока окружающего мира
«Птицы средней полосы Росси»
Воспитатель старшей |
Группы Муравина Елена Вячеславовна |
Г. Москва
Программное содержание:
Учить различать птиц хищных и насекомоядных. Помочь детям запомнить названия некоторых птиц. Развивать внимание, память, воображение, связную речь, наблюдательность; воспитывать интерес к природе,
Материалы и оборудовани Е:
Картинки с изображением хищных птиц (совы, ястреба), насекомоядных (синица, дятел, грач, сорока, цапля, воробей и т. д.); письмо с загадками.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо от старика Лесовика. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки!
Садитесь на свои места, а я сейчас загадаю вам загадки, и посмотрим, сумеете ли вы их отгадать. (Воспитатель последовательно вывешивает на магнитную доску фотографии птиц, названия которых Дети отгадали).
2. Отгадываем загадки:
Непоседа
Верещунья, белобока, а зовут ее… (Сорока)
Плотник острым долотом строит Дом с одним окном.
«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!» (Дятел)
Чик — чирик! За зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Всю ночь летает — мышей добывает. А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)
Ты его узнаешь сразу: черноклювый, черноглазый.
Он за плугом важно ходит, червяков, жуков находит. (Грач)
Птица сверху налетает, и цыплят внизу хватает. (Ястреб, сокол)
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее… (Синичка)
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет! (Цапля, журавль)
3 . Хищники или насекомоядные?
На магнитной доске расположены фотографии птиц, отгаданных детьми. Воспитатель приглашает детей подойти к доске и рассмотреть птиц.
Воспитатель: — Молодцы ребята! Все загадки старика Лесовика отгадали! А как можно назвать одним словом все наши отгадки?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Старик Лесовик хочет узнать, что вы знаете о птицах?
Присмотритесь внимательно. Все ли птицы на иллюстрациях одинаковые?
Дети: Нет, они все разные.
Воспитатель: Чем же похожи птицы?
Дети: Они умеют летать, их тело покрыто перьями.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Окраской, питанием, в разных местах живут.
Воспитатель: Где же живут эти птицы?
Дети: В лесу, на лугу, на болоте, рядом с человеком.
Воспитатель: Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги и клюв. Для чего?
Дети: Чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев.
Воспитатель: У них очень длинный клюв. Для чего?
Дети: Чтобы ловить рыбу, лягушек.
Воспитатель: А вот, например, у совы очень большие глаза. Для чего?
Дети: Чтобы хорошо видеть ночью.
Воспитатель: А для чего сове нужен острый загнутый клюв и цепкие когти?
Дети: Ловить и съедать свою добычу.
Воспитатель: Сова — хищная птица. Она питается другими животными (мышами, кротами, землеройками). А еще, какую хищную птицу мы сегодня называли в отгадке?
Дети: Ястреба или сокола, цаплю или журавля.
Воспитатель: А чем же питаются воробьи, дятлы, грачи, синицы сороки?
Дети: Мошками, червячками, личинками.
Воспитатель: Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова Насекомоядные и Хищники ).
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас на прогулку в лес. Автобус уже ждет вас, занимайте свои места! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми отправляется в лес).
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Садитесь на травку, закройте глаза и послушайте пение птиц.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, какие чувства вызвало у вас пение птиц, что вы представили, в каком времени года очутились?
Ответы детей (кажется, будто сейчас лето, светит солнышко и весело поют птички).
4. Игра малой подвижности «Летает, не летает».
— Ребята, давайте поиграем в игру «Летает, не летает». Я буду называть разные слова: например: сова, автобус, мячик, синичка, воробей и т. д. Если это название птиц — вы встаете со стульчиков и машете руками, если это другие слова — садитесь на стульчики.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая — хищная птица?
У совы у старой не глаза, а фары —
Круглые, большие, страшные такие.
А у птички у синички, у синички — невелички
Глазки, словно бусинки, малюсенькие.
И синички глазки смотрят без опаски
И на облака вдали, и на зернышко в пыли.
Днем сова не видит, значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права, в путь пускается сова.
Ее глаза огромные видят ночью темною.
А синица не боится, потому что спит синица.
Крепко спит она в гнезде, не видать ее нигде.
Воспитатель: Про каких птиц В. Берестов написал свое стихотворение?
Дети: Про сову и синичку.
Воспитатель: С чем автор стихотворения сравнивает глаза совы и почему?
Дети: С фарами, потому что они большие, круглые, желтые.
Воспитатель: А глаза синички с чем сравнил автор?
Дети: С бусинками.
Воспитатель: Почему днем сова плохо видит?
Дети: Потому что она хищная птица и охотится ночью.
Воспитатель: А когда себе пищу добывает синичка?
Дети: Днем.
6.Пальчиковая гимнастика.
Шла кукушка
(Дети сидят на ковре «идем» пальчиками по ковру на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка, (ладони соединяются «ковшом»)
У нее была корзинка, (ударяем сомкнутыми ладонями по ковру, разъединяем руки)
А корзинка на пол — бух! (разводим руки в стороны, шевеля пальцами — летящие мухи)
Полетело много мух!
7. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились на занятии?
Дети: С воробьем, сорокой, совой, синицей, грачом, ястребом, цаплей, дятлом.
Воспитатель: Что нового узнали об этих птицах?
Дети: Птицы бывают хищные и насекомоядные.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пора нам возвращаться в группу. Садитесь в наш автобус.
Поехали! (под фонограмму детской песенки импровизированный автобус с детьми возвращается в группу).
8. Изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все вопросы старика Лесовика правильно, совершили автобусное путешествие в волшебный лес. А теперь я вам предлагаю нарисовать птиц и отправить свои рисунки старику Лесовику.
Дети берут свои стулья и садятся за столы, на которых уже приготовлены листы для рисования, гуашь и кисти. Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.
В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки. Вы сегодня, хорошо занимались, и получаете от старика Лесовика угощение.