Конспект урока окружающего мира для 1 класса “Лес и луг”

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные

Программы дошкольного образования

Конспект урока окружающего мира для 1 класса

“Лес и луг”

Подготовила

Заместитель заведующего

Структурного подразделения

Дрямова Светлана Васильевна

Г. Сызрань

2015г.

Цель: Формирование у дошкольников

представлений об особенностях растительного мира природных экосистем леса и луга.

Задачи:

Образовательные задачи:

– Уточнить представления детей о растениях экосистем леса и луга (познание).

– Закрепить умение узнавать растения по листьям, плодам и называть их (познание).

– Познакомить с назначением Красной книги (познание)

– Активизировать словарь (Красная книга, исчезающие растения, хвойные деревья, березовая, дубовая роща) (коммуникация)

Развивающие задачи:

– Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную

задачу (социализация)

– Развивать умение отгадывать загадки (чтение художественной литературы)

Воспитательные задачи:

– Воспитывать умение слушать друг друга (социализация).

– Расширять представления о способах правильного взаимодействия с объектами природы (безопасность).

– Воспитывать интерес, прививать чуткость к поэтическому слову

(чтение художественной литературы)

Материал – электронная презентация, Снеговик – игрушка, аудиомагнитофон, аудиозаписи, картинки с изображением разных видов транспорта (вертолет, автобус, ковер-самолет, автомобиль, лодка, самокат, ракета), картинки последовательности роста и развития одуванчика, конверты с карточками (части цветка).

Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий о природе, беседы природоведческой тематики, дидактические игры “К названному дереву беги”, “С какого дерева лист”, наблюдения за растениями на участке, экскурсии в природу, чтение стихов, загадок.

Ход мероприятия:

Дети входят в музыкальный зал (одна половина оформлена как зимний лес, другая как летняя поляна). На полу разложены следы. Воспитатель читает записку на двери “По следочкам вы идите, и меня в лесу найдите”.

Дети идут по следам по залу, подходят к снежной избушке, из которой выходит снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Да, Снеговик

Снеговик: Вас давно я поджидаю

Вам загадки загадаю

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало все кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег.)

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала. (Снежинка)

/Л. Сандлер/

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка… (Снегурочка)

/А. Шибаев/

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я… (Зима.)

Снеговик: Молодцы, все мои загадки отгадали.

Воспитатель : Снеговик, мы про тебя стихотворение знаем.

Дети читают стихотворение и выполняют движения по тексту.

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

В. Егоров

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

“Рисуют” обеими руками большой круг.

“Рисуют” снеговика из трех комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

Снеговик: Не хочу, чтобы солнце припекало, я зиму люблю.

Воспитатель: Дети, а вам какое время года нравится? Поднимите руки кому зима нравится. Кому весна?

Кому осень нравится? Ну а лето кто больше всего любит? (воспитатель считает количество детей, поднявших руки)

Воспитатель: Вот видишь, Снеговик, нам с ребятами, больше всего лето нравится.

Снеговик: Я его никогда не видел. Что это такое?

Воспитатель: Ребята, расскажите, что бывает летом. (Летом ярко светит солнце, тепло, всегда хорошая погода, цветут цветы, поспевают ягоды, овощи, много насекомых, можно купаться в речке и загорать)

Воспитатель: Хочешь, Снеговик, мы отправимся с тобой в лето?

Снеговик : Конечно, хочу. А как мы туда попадем?

Воспитатель : А попадем мы туда на волшебном сказочном транспорте.

Воспитатель предлагает детям выбрать сказочный транспорт из предложенных картинок с изображением разных видов транспорта (вертолет, автобус, ковер-самолет, автомобиль, лодка, самокат, ракета).

Дети выбирают сказочный ковер-самолет.

Звучит музыка

Воспитатель: Давайте представим, что мы летим на ковре-самолете. Закрывайте глаза,

И случатся чудеса.

Наш ковер-самолет

Совершает свой полет

Воспитатель: Посмотрите куда мы с вами попали? (В лес)

2 Слайд

Воспитатель читает стихотворение:

Мой друг, посмотри – это смешанный лес.

Березы растут, дубы, ели и сосны.

И даже свет солнца под ними исчез –

Закрыли деревьев богатые кроны.

Где встретишь деревья такой вышины?

В день знойный в лесу будет тень и прохлада.

Почувствуй ты прелесть лесной тишины –

Мне летом других удовольствий не надо.

/Автор неизвестен/

Воспитатель : Дети, перечислите названия деревьев, о которых говорится в стихотворении (Береза, дуб, ель, сосна).

Какие еще деревья вы знаете? (Рябина, клен, акация, тополь, каштан)

Воспитатель: А сейчас попробуйте узнать дерево по его листьям и плодам.

3 Слайд (Еловая лапа)

Воспитатель : Что это за дерево? (Ель)

Как вы узнали? (У ели есть иголки, они короткие, есть шишки)

4 Слайд (Ель)

Воспитатель : Дети, как одним словом называются деревья, на которых растут иголки (Хвойные)

Воспитатель : А какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна, пихта, кедр)

5 Слайд (Желуди)

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите с ветки какого дерева этот плод? (С дуба)

6 Слайд (Дуб)

Воспитатель читает загадку:

Если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей.

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями.

Мебель из дерева сноса не знает.

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет.

Кто его знает, подскажет ответ… (Дуб)

/Автор неизвестен/

7 Слайд (Клен)

Воспитатель читает стихотворение:

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

/С. А. Васильева/

Воспитатель: Как называется лист клена? (Кленовый)

Как называется осеннее явление, когда опадают листья с деревьев? (Листопад)

Воспитатель предлагает детям превратиться в осенние листочки, кружащиеся в воздухе. Под плавную музыку дети импровизируют, кружатся по залу, изображая листопад.

8 Слайд (Рябиновая гроздь)

Воспитатель: С какого дерева эти плоды? (С рябины)

9 Слайд (Рябина)

Рябина – это дерево, которое часто можно увидеть в городе. Как вы думаете, почему зимой вокруг рябины много птиц? (Они прилетают клевать ягоды, добывают себе корм)

10 Слайд (Сережки березы)

Воспитатель : Вы узнали что это? (Сережки на березе)

11 Слайд (Береза)

Воспитатель читает стихотворение:

В белых платьицах подружи

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке

Листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд.

Много исходив дорожек

Я всегда березе рад.

/С. А. Васильева/

Воспитатель: Дети, если в роще растут березы, то как эта роща называется? (Березовая роща). А если в роще растут дубы? (Дубовая роща), а осины? (Осиновая роща), липы? (Липовая роща)

Воспитатель : Наш Снеговичок немного загрустил, давайте, подбодрим его и поиграем с ним в игру “Собери листья”.

Физкультурная пауза “Собери листья”

Дети делятся на 4 команды по признаку кто в какое время года родился. Команды под музыку собирают разбросанные по залу листья одного дерева в свое лукошко. 1 команда – дубовые, 2 команда – березовые, 3 – липовые, 4 – рябиновые.

Воспитатель : Наше путешествие продолжается:

Закрывайте глаза,

И случатся чудеса.

Наш ковер-самолет

Совершает свой полет

12 Слайд (Луг)

Снеговик: Дети, куда это мы сейчас прилетели? (На луг).

Что растет на лугу? (Цветы, травы).

Дети, а как называются цветы, которые растут на лугу, в поле, в саду? (Луговые, полевые, садовые)

13 Слайд (Одуванчик)

Воспитатель: Вы узнали этот цветок? (Одуванчик)

Воспитатель читает стихотворение:

Желтая головушка,

Розовая ножка,

Одуванчик – солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко в мае на лугу

На него любуюсь, очень берегу.

Жаль недолго солнышко будет золотым,

Побелеет солнышко –

И расстанусь с ним.

/В. И. Мирясова/

Воспитатель : Ребята, почему одуванчик назван солнышком? (Потому что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко)

Воспитатель: А кто расскажет, какие изменения происходят с одуванчиком в процессе его развития?

Дети рассказывают, выкладывая из картинок последовательность роста и развития одуванчика (1. появляется росток, 2. появляются листья, 3. цветок растет и образуется бутон, 4. раскрывается желтый одуванчик, 5. желтый цветок превращается в белый шар с мягкими парашютиками, 6. парашютики разлетаются – это семена).

14 Слайд (Ромашка)

Воспитатель читает стихотворение:

У ромашек серединки

В виде желтеньких кружков.

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

/С. А. Васильева/

15 Слайд (Колокольчик)

Воспитатель читает стихотворение:

Он расцвел в тиши лесной,

Граммофончик голубой.

А звенит он или нет

Только лес нам даст ответ.

/В. И. Мирясова/

Воспитатель: Что это за цветок? (Колокольчик)

Воспитатель : Дети, как вы думаете, откуда колокольчик получил свое название? (Форма его похожа на колокол)

Воспитатель : А знаете ли вы еще цветы с “говорящими” названиями (Анютины глазки, кувшинка, гвоздика)

Дидактическая игра “Собери цветок”

Детям предлагаются конверты с карточками (части цветка). Из этих карточек они должны составить цветок.

Воспитатель: Раз, два, три, собирать начни.

– Скажите, а кто какой цветок из вас собрал? (мак, ромашка, гвоздика, колокольчик, ландыш, одуванчик, василек)

16 Слайд (Ландыш)

Воспитатель читает стихотворение:

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелечку тонкому – дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу,

Даже книга Красная бережет красу.

/В. И. Мирясова/

Воспитатель : Дети, о какой книге говорится в стихотворении? (О Красной книге)

17 Слайд (Красная книга)

Воспитатель : Почему многие растения заносят в нее? (В Красную книгу заносят названия редких и исчезающих растений: ландыш, подснежник, кувшинка, колокольчик)

Воспитатель : А что мы можем сделать для того чтобы сохранить эти цветы? (Беречь, не рвать их, не топтать, рассказать другим, чтобы тоже берегли)

Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу. Пора нам обратно в зиму возвращаться.

Закрывайте глаза,

И случатся чудеса.

Наш ковер-самолет

Совершает свой полет

18 Слайд (Снежный лес)

Воспитатель : Снеговичок, понравилось ли тебе наше путешествие?

Снеговик: Конечно, понравилось! Я сегодня узнал столько нового.

Воспитатель: А вам, ребята, что больше всего понравилось? (Путешествовать на ковре-самолете, собирать цветы из частей, собирать листья со снеговиком, отгадывать загадки, слушать стихи и музыку)

Снеговик: А теперь мне пора домой, ребята. До свидания!

Дети : До свидания, Снеговик!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока окружающего мира для 1 класса “Лес и луг”