Конспект урока ОБЖ на тему “Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности”

МОУ “Новокленская СОШ”

Тамбовской области Первомайского района

Конспект урока ОБЖ на тему

“Средства пожаротушения и правила пользования ими.

Огнетушители. Их типы и особенности”

Учитель ОБЖ

Умрихина Надежда Михайловна

Апрель 2015 г

Тема урока: “Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности.”

Цели урока: рассказать учащимся о средствах пожаротушения, привить элементарные навыки борьбы с огнем, научить учащихся пользоваться огнетушителями, повторить правила эвакуации из здания школы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Проверка домашнего задания. (слайд3)

Задание транслируется на экране, или раздаются карточки-задания.

В КВАРТИРЕ ВОЗНИК ПОЖАР. Нет возможности покинуть квартиру.

Почему это нужно сделать? Объясните.

Позвонить в пожарную охрану, назвать

Свой адрес и сказать, что выход на

Лестницу закрыт

Закрыть двери в квартиру, заткнуть все

Щели и вентиляционные отверстия

Создать запас воды в ванной комнате

Закрыться в дальней от входа комнате

Приготовиться подавать сигналы

Спасателям куском яркой ткани с

Балкона или фонариком из комнаты

(если дым снаружи)

Если концентрация дыма высока или

Резко повысилась температура,

Выйти на балкон, плотно прикрыв

За собой дверь. Захватить с собой

Намоченное одеяло или другую плотную

Ткань, чтобы защититься от огня

В случае его проникновения

Через окно или дверь

Если у вас нет балкона, остается

Последний рискованный шанс: встать на

Подоконник (выступ, карниз), держаться

За стену и ожидать спасателей

Объяснение нового материала.

I . С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожаров, стали создавать средства пожаротушения. А первым, кому в голову пришла благородная мысль, спасать от огня жизнь и имущество граждан был Римский аристократ Марк Красс.

Он создал свои собственные пожарные команды их специально оснащенных и обученных рабов. Вслед за этим, Римский император Октавиан ( слайд 4) основал свою собственную пожарную службу. Он создал 7 пожарных когорт по 600 человек в каждой.

Когорта отвечала за 2 из 14 районов города. В ее составе были 4 врача, чтобы оказывать помощь пострадавшим, а командовал когортой префект. В его обязанности вменялось в том числе ночное дежурство и подъем своих людей по тревоге.

Со временем личный состав когорты вырос до 1000 человек. Обитатели Рима обязаны были иметь дома бадьи, наполненные водой и специальные лоскутные одеяла, чтобы сбивать и накрывать пламя.

Своя история пожарного дела была и в России. С 12 по 19 века Москва выгорала дотла 13 раз. Около 100 раз огонь уничтожал значительную часть города. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами – Топорами, ломами, баграми, ведрами.

Все это размещалось на конных экипажах. На них размещались также лестница и пожарная команда. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду подавали ведрами или с помощью ручного насоса.

Место пожара определяли с каланчи – пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием, а огромное количество деревянных домов способствовало быстрому распространению огня. Например, 13 июня 1901 года в Царицыне начался пожар-катастрофа, который бушевал 8 суток.

За это время сгорело 10 тысяч домов. Сегодня пожарные части оснащены современными оборудованием, Производительными средствами пожаротушения.

(слайд 5-8)

Но очень важно знать и уметь пользоваться первичными средствами, находящимися в школах, больницах, детских садах.

II. Самыми распространенными средствами пожаротушения являются:

Вода.

Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она имеется практически везде. Так, для тушения небольших очагов возгорания можно воспользоваться ближайшим водопроводным краном.

Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов – дерева, бумаги, резины, тканей, являющимися наиболее часто горящими материалами при пожаре. Также водой хорошо тушить растворяющиеся в ней горючие жидкости – спирты, ацетоны и т. д..

Огнетушащие свойства воды. резко увеличиваются, если она попадает в зону горения в виде распыленных струй под давлением, кроме того, это уменьшает ее расход.

Воду успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки, расположенные; в непосредственной близости к очагу загорания.

Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее ограничено. Например, Тушить электроустановки под напряжением водой категорически запрещено. В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды достаточно высока, следовательно, при тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, можно получить электрический удар, а также вещества, которые, соприкасаются с водой, воспламеняются или выделяют ядовитые горючие газы.

Не следует принимать воду для тушения бензина, керосина и других жидкостей, так как они легче воды, всплывают и процесс горения не прекращается.

Также воду Нельзя применять, если в зоне пожара находятся щелочные металлы

– Натрий, калий.

Особенно опасно попадание воды в горящие масляные баки и другие емкости с горящими жидкостями или плавящиеся при нагревании твердыми веществами, так как в зависимости происходит либо ее бурное вскипание, либо разбрызгивание и выброс горящей жидкости в помещение. В результате увеличивается интенсивность горения и расширяется площадь пожара.

Землю применяют для тушения небольших очагов горения например: костер, трава и т. д. Землей забрасывают очаг горения, что затрудняет доступ кислорода и прекращает его распространение.

Асбестовое одеяло или кошма.

Предназначается для изолирования очага горения от доступа воздуха. Этот метод очень перспективен, но применяется лишь при небольшом очаге горения. Горящий предмет следует быстро накрыть кошмой (асбестовым полотном или грубошерстяной тканью), стремясь лучше изолировать его от доступа воздуха и защищать от огня близко расположенные от очага горения электроустановки, электрооборудование и т. д., на которые огонь может перейти.

Пена.

Это наиболее эффективное средство для тушения различных легковоспламеняющиеся жидкости, горючих жидкостей и т. д.

При тушении горючих жидкостей в небольших открытых емкостях необходимо струю пены направлять на стенку так, чтобы пена, стекая по стенке, плавно покрывала горящую поверхность.

При горении разлитой по полу горючей жидкости тушение следует начинать с краев, постепенно покрывая пеной всю горящую поверхность.

Пожарный щит, (слайд 9-10) На котором размещены:



Конспект урока ОБЖ на тему “Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности”