Конспект урока обществознания в 6 классе “Конституция – основной закон страны”
Конспект урока
Обществознания в 6 классе
“Конституция – основной закон страны”
Цели урока:
Образовательная – сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
Развивающая – развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Воспитательная – продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Тип урока: изучение нового
Вид педагогической деятельности: частично поисковая.
Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.
Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем кивком головы. Посмотрите все ли готово у вас к уроку.
Тихонечко садитесь.
Ход урока
Мотивация
Китайский философ IV в до н. э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы,
Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию – взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.
И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Вопросы к классу:
О чем рассказывает эта притча?
В чем ее смысл?
(ответы детей)
Как вы думаете, почему Конституцию нашего государства называют “Основной закон нашего государства”? (ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.
Какая тема нашего урока? (называют тему урока).
Давайте откроем тетрадочки и запишем тему нашего урока (открывают Тетради, записывают ).
Изучение нового материал
Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица
Конституция выступает как “общественный договор”, заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание.
Если Конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
Первые попытки принять Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.
В своем современном виде первые Конституции появились:
В США в 1787 году СЛАЙД
В 1791 во Франции и Польше.
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций
СЛАЙД
Конституции были приняты в
1918 году
1925 году
1937 году
1978 году
Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.
Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.
Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, в каком году была принята ныне действующая Конституция? (ответы)
Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.
Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции.
( Записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие Конституцию)
А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова?
Где мы можем узнать о значении этого слова, с помощью чего?
( Дети перечисляют: интернет, энциклопедии, словари, учебник.
Предложить детям воспользоваться словарями и найти значение данного слова. Можете поработать в паре, можете индивидуально.
Так же можете воспользоваться учебником. В содержании найдите, на какой странице находится тема урока, и в материале параграфа найдите данное определение).
Итак, российская Конституция имеет свою внутреннюю структуру и содержит три части: преамбула (введение), основная часть (в нее входят разделы, главы статьи), заключительные и переходные моменты.
Перед вами лежат сборники Конституции РФ, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (ответы учащихся)
Прочитайте ее про себя и скажите: что Устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Приамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ,
Определите самостоятельно:
1 ряд – количество разделов в Конституции РФ
2. ряд – количество глав
3. ряд – количество статей. СЛАЙД
Найдите в Конституции статью 41 пункт 1.
Зачитайте в слух. (один из детей зачитывают в слух)
Итак, статья 41 гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья, а как мы можем сохранить свое здоровье на уроке? (физминутка)
ФИЗМИНУТКА
Раз – подняться, подтянуться,
Два нагнуться, разогнуться
Три в ладоши, три хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шири,
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства. Пользуясь статьями 1, 7, 14, дайте характеристику нашему государству.
СЛАЙД
(проверяем)
Открываем учебники на странице 120-121, прочитайте пункт “Государственное устройство России” и дополните данную схему.
СЛАЙД
Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам гражданина Российской Федерации. Мы с вами проведем сказочную викторину и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев, а кто из них смог воспользоваться своим правом.
СЛАЙДЫ “Сказочной викторины”
РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙД
Сегодня я узнал…
Я смог…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Подумайте, какие еще умения вы приобрели сегодня уроке?
Чему научились?
(ответы учащихся: вместе учились ставить цели, определяли тему урока, учились работать со справочной литературой)
Домашнее задание:
Стр. 117-121, вопросы устно
Дополнительно:
Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев.
Мини-сочинение “Как я пользуюсь своими правами”
Реклама на тему “Конституция – основной закон страны”