Конспект урока на тему “Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой”



Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

Детский сад общеразвивающего вида №17 Радуга

Конспект урока на тему

Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой

Подготовила воспитатель

Прохорова Светлана Акиндиновна

Город Сокол 2015 год

Образовательные области

Познание, Коммуникация, Социализация, “Художественное творчество”

Цель: создание у детей интереса к творчеству вологодской поэтессы Т. Петуховой.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать

знакомить детей с творчеством Т. Л. Петуховой, расширяя представления об осени;

Развивающие:

Развивать поэтический вкус дошкольников, диалогическую речь, выразительность речи;

Развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников;

Упражнять в умении работать в парах, совершенствовать навыки сотрудничества.

Воспитательные:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на стихи поэтессы;

Воспитывать гордость за талантливых земляков, интерес к культуре родного края, уважение к людям, прославившим наш край.

Предварительная работа:

Экскурсия в библиотеку,

разучивание стихов Т. Петуховой, беседы об осени,

Разучивание песни “Черный кот” с движениями.

Привлечение родителей к знакомству с творчеством Т. Петуховой.

Подготовка к занятию:

Портрет поэтессы Т. Петуховой;

Картинки на тему “Осень” к стихам;

Заборчик, маски помидора и капусты, осенние листья, игрушка Кот, зонт, украшенный листьями, корзина с овощами,

Листы бумаги, клей-карандаши, обложка книги,

Мультимедиапроектор;

Запись песни “Осенний танец”( сл. Т. Петуховой, муз. А. Гуляевой, шум дождя, музыка песни “Черный кот” ( сл.

Т. Петуховой, муз. М. Петуховой)

Видеопрезентация “Осень” (Viki. rdf. ru)

Ход:

1. Воспитатель : Дети, мы с вами недавно ходили на экскурсию. Где мы побывали?

Дети: В библиотеке.

Воспитатель : Что мы там видели?

Дети: книги, журналы.

Воспитатель : С кем познакомились?

Дети: с библиотекарем.

Воспитатель: О чем рассказали библиотекари?

Дети: о книгах, как сделана книга, как книги беречь и т. д.

Воспитатель: Вам понравилось в библиотеке?

Дети: да

Воспитатель: Как мы можем отблагодарить библиотекарей за интересную экскурсию?

Дети: купить подарок, что-нибудь подарить и т. д.

Воспитат Ель: Какой самый ценный подарок будет для библиотеки?

Дети: книга

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать книгу своими руками и подарить библиотеке. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Что же мы поместим в книжку? Про что она будет?

Дети: стихи, рисунки и т п.

Воспитатель : Ребята, мы с вами познакомились замечательным человеком ( Показываю портрет). Вы узнали, кто это?

Дети: Это вологодская поэтесса Татьяна Петухова.

Воспитатель : Что пишет Татьяна Леонидовна?

Дети: Стихи для детей.

Воспитатель : Вам нравятся стихи поэтессы? Чем они вам нравятся?

Дети: Стихи нравятся. Они про детей, про природу, про осень.

Воспитатель: Чтобы создать книгу, мы оправимся по следам стихов Т. Петуховой

2 часть:

По тропинке, по дорожке,

Взявшись за руки пойдем.

И стихи Татьяны Петуховой

Обязательно найдем.

(дети идут, взявшись за руки, и подходят к огороду )

Воспитатель : Дети, где мы с вами оказались?

Дети: в огороде

Воспитатель: Что делают осенью в огороде?

Дети: Собирают урожай, делают запасы на зиму.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру Доскажи словечко. Угадайте, какие овощи выросли на грядках:

Рос, подрастал сорванец

И вырос большой…… (огурец)

Дождик. солнышко люблю.

Я люблю где воздух чище!

Большой вырос…( кабачище).

Под лучами солнышка

Твои округляться бока.

Станешь сочна и крепка.

Будешь ты хороша

Для моего борща! (свекла)

Побежали в огород

Там в большие миски

Нарвали мы… (редиски)

Попадет она на зуб

Только слышно…. (хруп-хруп)

Распахнет в жару стручок

Свой зеленый пиджачок.

Посмотри-ка, посмотри,

Что за пуговки внутри?

Проще нет отгадки:

Там – …..(горошек сладкий).

Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали.

Воспитатель : Ой, кажется, я слышу чей – то разговор на грядке. Кто это разговаривает?

Дети: помидор с капустой.

Чтение ребенком стихотворения Разговор на грядке

– Загорелый помидор

Завел с капустой разговор:

– До чего ж ты бела,

Совсем не загорелая.

– Как могу я загорать,

Если платьев сорок пять!

Пока снимаю платьица,

Солнышко закатится!

Беседа по содержанию стихотворения:

– Почему помидор назван загорелым? (он красный)

– Как разговаривает помидор с капустой? (важно, гордо)

– Как отвечает капуста помидору? (удивленно, обиженно)

– Как можно назвать капусту если платьев сорок пять? (Модница)

Воспитатель: Давайте попробуем обыграть это стихотворение и назовем сценку Модница.

Детям на голову надеваются шапочки помидора и капусты. Разыгрывается сценка. Поощрение.

Воспитатель:

Что за шорох? Что за страх?

Кто – то прячется в кустах,

Страшно листьями шуршит,

Страшно ветками шумит.

Воспитатель : Кто же это? Посмотрим.

(достают спрятавшегося котенка – игрушку)

Воспитатель: Ах, вот кто здесь прятался! Споем песенку про кота. Исполняется песня Черный кот с движениями

(муз. М. Петуховой, сл. Т. Петуховой)

Нам сегодня у ворот

Повстречался черный кот.

От усов и до хвоста –

Весь сплошная чернота!

Розоватый только нос,

У кота пушистый хвост,

Желтоватые глаза,

Для мышей – гроза! Мяу!

Берегитесь, мол, кота,

Зубки остры у кота,

Притаился у куста

Кот, наверно, неспроста!

До чего же черный кот,

Может в баню не идет.

От усов и до хвоста

Весь сплошная чернота!

И решили мы тогда

Сами вымоем кота.

Мыли мылом и мочалкой,

Кот мяукал, но терпел.

Только после нашей бани,

Только после бани,

Кот ничуть – не побелел! Мяу!

Воспитатель: Какие замечательные стихи у Татьяны Петуховой, что композитор сочинил музыку.

Воспитатель: Кажется, зря вымыли кота, ведь коты любят мыться….(дети – лапкой)

Воспитатель: Давайте отпустим кота, пусть бежит своей дорогой, а мы дальше пойдем.

Дети идут, взявшись за руки, и под музыку попадают в “осенний лес”

На экране появляется осенний пейзаж, на полу разбросаны осенние листья.

Воспитатель: Куда мы с вами попали? (в осенний лес)

Воспитатель : Какие приметы осени вы знаете?

Дети : на деревьях листья меняют цвет, опадают, солнце светит реже, идут дожди, птицы улетают в теплые края, люди одеваются теплее.

Воспитатель : А чем богата осень?

Дети: красками, урожаем.

Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, присядем и отдохнем.

Дети садятся на стулья, на экране сменяются осенние пейзажи.

Воспитатель : Во все времена многие художники изображали на своих картинах осень, многие поэты посвящали ей стихи. У вологодской поэтессы Татьяны Петуховой тоже есть замечательные стихи про осень. Мы их с вами знаем и сейчас расскажем.

Дети читают стихи про осень.

– По лесу гуляет осень

Краше этой нет поры.

И в лукошках мы уносим

Леса щедрые дары.

Воспитатель: О каких щедрых дарах идет речь в стихотворении?

Дети : грибы, ягоды.

Полина знает еще одно стихотворение про дар осени.

” Дар осени”.

– Осеннее болото

Наряжает кто – то

Снова платье новое,

С бахромой зеленое,

А на нем горошины,

Точно бусы брошены.

Алые, блестящие,

Клюковки хрустящие,

Ты с поклоном собирай,

Дарит их родимый край.

Воспитатель : Про какой дар леса говорится в стихотворении?

Дети : про клюкву

Воспитатель: Вы пробовали лесную ягоду – клюкву? Какая она на вкус?

Дети: кислая

Воспитатель: Клюква полезна, в ней много витаминов.

Юля знает стихотворение про осень.

“Осень”

Красавица осень пришла

И принялась за дела.

Деревья сменили наряд

И закружился листопад.

Листья нарядные, разные,

Багряные желтые, красные.

Листья летят и летят

И улетая, кружат.

Но не вернутся назад

И опустеет наш сад.

Вопросы к детям:

– Почему поэтесса называет осень красавицей? (много ярких листьев разного цвета)

– Какое настроение возникает у вас в начале стихотворения? (радостное, веселое)

– Какие цвета нашла Т. Л. у осени? (багряные, желтые, красные)

– Листья багряные? Как вы понимаете эти слова? (темно – красные, багровые)

– В конце стихотворения говорится “и опустеет наш сад”. Что с ним случится? (опадают все листья, деревья с голыми стволами)

Воспитатель : Отдохнули? А в лесу-то как хорошо! Давайте погуляем.

Сколько листьев нападало, выберите себе красивый листочек. Потанцуем с ним.

Танец Осенний листок (муз. Алла Гуляева на слова Т. Петуховой) .

Под конец танца слышен сильный шум дождя.

Воспитатель : Дети, что это шумит? Прячьтесь под мой зонтик.

Дети встают под зонт, слушают шум дождя, который постепенно стихает.

Ливень.

– Кажется, дождь кончился. Арина знает стихотворение про зонтик.

“Зонтик”

3 часть:

Воспитатель : Вот и закончилась наша Прогулка. Какие стихи мы сегодня услышали? Кто автор этих стихов?

Дети: Про осень, написала поэтесса Татьяна Петухова.

Воспитатель : Значит, какую книгу мы с вами можем создать?

Дети: Осень

Обложка книги уже готова (показ), а вы будете оформлять странички.

– Ребята, я предлагаю вам поработать в паре. На столах лежат картинки, карандаши. Подойдите к столам и догадайтесь, к какому стихотворению вы будете заполнять страничку.

Дети выбирают пару, называют стихотворение и начинают заполнять страницы книги.

Работа детей.

Воспитатель : Дети, у нас получилась книга?

Воспитатель : Как вы думаете, Почему у нас получилась замечательная книга стихов Т. Петуховой про осень?

Воспитатель: Молодцы! Мы смогли создать книгу, потому что вспомнили много стихов, написанных Вологодской поэтессой Т. Л. Петуховой. Странички книги получились яркими, красивыми, выполненными с любовью.

– Кому подарим эту книжку? (дети – библиотеке)

– Я уверена, что эта книга очень понравится читателям библиотеки. Спасибо!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока на тему “Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой”