Конспект урока на тему “Семья”

Тема урока: Семья.

Цель урока: повторить, закрепить, ликвидировать пробелы в знаниях по теме;

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

Задачи:

Показать роль семьи в жизни каждого человека и общества, а также нравственную ценность семейных отношений.

Развивать личностные качества учащихся, навыки познавательной, практической деятельности;

владение различными видами публичных выступлений, умение применять знания в новых условиях, использование элементов исследования, поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной системы в другую, оценка своих учебных достижений.

Содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей.

УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для образовательных школ Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой, учебник

” Обществознание” под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Тип

урока: комбинированный

Методы обучения: информационно-коммуникативные, эвристические, игровые, проектные, деятельностный метод.

Способы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Оборудование: слайды, компьютер, дидактические карточки.

Предварительная работа:

Выполнение проекта “Мое родовое дерево”, “Фотография из семейного альбома”, сочинение “Моя семья”.

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивания деятельности

Общеучебных умений

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок. Мы пришли сюда учиться.

Здравствуйте Дети! Садитесь.

За правильные ответы дети получают баллы.

2.Мотивационно-ориентировочный этап

3.Операционно-деятельносьтный этап

Упражнение “Устная презентация”

У меня в руках матрешка. Предлагаю, по очереди, передавая матрешку друг другу, взглянуть на нее и отыскать достоинства и особенности и назвать ваши ассоциации, связанные с этим предметом. И выразить свои мысли одним предложением.

Так у нас получится устная презентация.

А теперь подумайте, о чем пойдет речь на уроке, и сформулируйте тему.

Мы закрываем эту тему.

Определите задачи нашего урока.

Попробуйте определить план наших действий.

Передают матрешку и высказывают свои мысли.

Примерный ответ: Матрешка – русская деревянная кукла. Символ России. В 18 веке имя Матрена было распространенным. Матрешка – мать многочисленного семейства, достойная, добрая женщина. Это символ семьи, многодетности. Матрешка – это тепло и уют в доме, хранительница домашнего очага. Существует поверье, что если внутрь положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Тема урока: Семья. (Слайд № 1)

Высказывают свои мысли.

Предполагаемый ответ.

Повторить и закрепить изученный материал

Оценить наши знания по теме.

Привести знания в систему.

Дети предлагают варианты работы на уроке: (вспомнить и дать определение, проверить знания о роли семьи в жизни каждого человека и общества, закрепить функции семьи)

Работа над смыслообразованием:

Установление связи между деятельностью учащихся и мотивом;

Цель:

Подвести учащихся к определению темы урока.

Формирование регулятивных действий:

Умение планировать, строить алгоритм, самостоятельно формулировать проблему и находить способы ее решения, определять тему.

Что такое семья? (Слайд № 2)

– Это группа живущих вместе родственников.

-Это объединение людей, сплоченных общими интересами.

Дайте другое определение понятия “семья”, знакомое нам из курса обществознания.

Как вы думаете, зачем мы вспомнили понятие?

Я утверждаю, что семья – это ячейка общества. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.

Используя текст (Приложение №1), определите функции семьи.

Физкультминутка.

Функции семьи можно найти в других источниках. Читая их, мы не задумываемся об этом.

Например:

1. Стихотворение Валентина Берестова

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь.

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца своих дней

Останется тайной опорой твоей.

2 . Игра “Репка”, дети получают роли

3. Слайд № 6

4. Рассказ В. Осеевой “Злая Мама и добрая тетя” ( Приложение 2)

Учитель: Послушайте притчу “Почему одному плохо?” и определите ее смысл.

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет.

– Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка.

Схватила бабушка посох, обрадовалась:

– Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?

– Больше всего я хочу отдохнуть денек, – ответила девочка.

– Можешь отдыхать сколько хочешь.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:

– Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.

– Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос.

– Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка.

В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один – кушать просит, другой – попить, третий – поиграть, а девочка и рада.

Обсуждение.

– А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод.

Учитель: Семья – это одна из главных ценностей в жизни человека и для нас с вами.

В ходе изучения этой темы вы выполняли проекты “Мое родовое дерево” (Слайд № 7), “Фотография из семейного альбома” и написали сочинение “Моя семья”. Давайте посмотрим результаты вашей работы.

Учитель: Каждая семья имеет свою историю, выполняет свои функции, организует свой досуг, отмечает праздники.

А как вы думаете, какие качества должны быть у членов семьи?

Учитель: Послушайте притчу. Притча “Витязь на распутье” (Слайд№ 9)

Случилось это в Третьяковской галерее. Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) “Витязь на распутье”. Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: “Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конем погибнешь” Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать.

“А ты как бы поступил?”- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной.

“Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!”- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой.

А как вы думаете? Почему пятилетний внук выбрал дорогу домой?

Значит, семья – это то, что значимо для человека, это одна из главных ценностей в жизни каждого человека.

– Семья – это малая группа, основанная

На родственных связях (по браку или по крови), члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. (Слайд № 3)

Чтобы извлечь из этого определения информацию о признаках семьи.

Составляем схему на доске:

Признаки семьи:

Родственные и брачные связи;

Общий быт;

Взаимопомощь;

Моральная и правовая ответственность. (Слайд № 4)

Предполагаемый ответ:

Общество состоит из людей и их семей. Семья дает человеку защиту, понимание, покой, тепло, продолжение рода.

Семья дает государству граждан, работников, налогоплательщиков, ученых, защитников Отечества.

Семья в обществе и в жизни каждого человека выполняет определенные функции.

Работают с текстом и называют функции семьи, одновременно составляют схему на доске.

Функции семьи:

Воспроизводство рода;

Воспитание детей;

Социализация личности;

Хозяйственно-экономическая

Выполнение своих ролей

Эмоционально-психологическая

Досуговая (Слайд № 5 )

Читает один ученик.

– Эмоциональная

– Хозяйственно-экономическая

– Выполнение своих обязанностей

– воспитание детей и социализация личности

Слушают притчу.

Рассуждения детей.

Вывод:

– Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким.

По желанию дети показывают результаты своих работ.

Зачитывают выдержки из своих сочинений о своей семье.

Дети называют качества: взаимопонимание, помощь, любовь, терпение и другие. (Слайд № 8)

Дети высказывают свое мнение.

Предполагаемый вывод (возможно с помощью учителя): Дома безопасно, уютно, не надо делать выбора перед такими препятствиями.

Формирование практических навыков:

Извлечь информацию из текста, перевод информации из одной знаковой системы в другую (уровень применения знаний по технологии разноуровнего обучения)

Формирование коммуникативных умений: оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, сотрудничать, решая одну проблему. Умение высказывать свою точку зрения и ее обоснование.

Умение применять знания в новых условиях; работа с текстом по типу заданий из ЕГЭ.

Цель: закрепить знания о функциях семьи.

Цель применения притч:

Подвести учащихся к осознанию роли семьи для человека, как главной ценности.

Формирование нравственно – этических ценностей.

Цель: умение формулировать свои мысли в устной речи; анализ информации и вывод.

Цель: формирование практических навыков; навыки монологической речи, публичного выступления, умение использовать средства наглядности при выступлении, уверенно держать себя во время выступления, использование элементов исследования

Цель: умение формулировать свои мысли в устной речи; анализ информации и вывод.

4.Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание из материалов ЕГЭ. (Приложение № 3)

Выделите информацию, которую можно извлечь из данного задания.

– Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Подведем итоги: Составьте план нашей работы.

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке: Я-доволен своей работой,

Я не очень доволен своей работой

Я не доволен своей работой.

Выставим оценки.

Оцените наш урок. Посадите клумбу из цветов:

Цветок черного цвета – урок не понравился.

Цветок другого цвета – урок понравился.

Спасибо за урок!

Читают задание и выполняют его.

Проверяем (взаимопроверка)

Выделяют информацию из текста.

Читает ученик (при наличии времени)

План: 1.Понятие семья

2. Признаки семьи

3.Функции семьи

Роль семьи в жизни человека и общества.

Прикрепляют аппликации и выставляем оценки за урок.

Прикрепляют цветы.

Работа с текстом, его осознание.

Цель: закрепление и осмысление информации, развитие навыков работы с материалами КИМ.

Цель: обобщение учебного материала.

Самооценка и самоконтроль.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока на тему “Семья”