Конспект урока на тему “Русские народные инструменты”
Русские народные инструменты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).
Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами, историей их создания, тембровой окраской.
Задачи:
– учить определять и различать русские народные духовые инструменты;
– развивать тембровый и ритмический слух учащихся;
– способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;
– воспитывать уважение к народным традициям
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты.
Заранее учащимся дается задание – провести поиск материалов по теме “Русские народные духовые инструменты”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
(Вход в класс под русскую народную песню “Светит месяц”).
Музыкальное приветствие “Добрый день!”.
– Ребята, под какую песню вы сейчас зашли в класс?
(Под русскую народную песню.)
–
(Услышали звучание русских народных инструментов.)
– Какие инструменты вы услышали?
(Ответы детей.)
– А теперь я проверю, какие еще русские народные инструменты вы знаете.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1: Кроссворд “Русские народные инструменты”.
1) Три струны, три угла
Тронешь струны, музыка слышна.
(балалайка)
2) В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская двухрядная.
Заиграет, тронь,
Как зовут ее?
(гармонь)
3) Это инструмент в старину помогал стирать и гладить белье.
(рубель)
4) У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет –
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(баян)
5) И щи хлебают,
И “барыню” играют.
(ложки)
6) А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн –
Вышел из волны Нептун.
(гусли)
7) Маленькие деревянные пластинки, способные и сыграть, и распугать.
(трещотка)
8) То стучит, то звенит
Что же это звучит?
(бубен)
– Молодцы! С заданием справились.
3. Постановка проблемы.
– А теперь скажите, на какие группы делятся русские народные инструменты?
Слайд 2.
– А теперь давайте еще раз посмотрите на кроссворд и скажите, к каким группам относятся перечисленные инструменты? Слайд 3
(Ответы детей.)
– С этими группами инструментов мы уже знакомы.
– А какой группы инструментов у нас не было в кроссворде?
(Духовой группы.)
– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
(Русские народные духовые инструменты.) Слайд 4
– А что вы хотели бы знать об этих инструментах?
(Ответы детей.)
– Итак, у нас появились задачи, которые нужно решить в течение урока.
Слайд 5(На экране задачи)
1) Узнать, какие инструменты входят в состав духовой группы;
2) Научиться различать эти инструменты по внешнему виду и тембру звучания.
4. “Открытие” нового.
Слайд 6. Картина М. В. Нестерова “Лель. Весна”.
Слайд 7
1) – По преданию на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.
Свирель – русский народный духовой инструмент. Представляет собой простую деревянную дудку с разным количеством игровых отверстий (обычно 6).На одном ее конце есть свистковое устройство в виде “клюва”. Но чаще свирель представлена в виде двух дудок разной длины.
Обычно большую держат в правой руке, а малую – в левой. Так один игрок может исполнять двухголосную мелодию.
Изготавливают свирели из орешника, клена или черемухи.
(музыкальный пример игры на свирели)
Слайд 8
2) – О следующем музыкальном инструменте нам расскажут ребята, которые подготовили небольшое сообщение.
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.
Рожок – исконно русский инструмент. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с 5 игровыми отверстиями сверху и 1 снизу.
Звук у рожка сильный и пронзительный. Использовался пастухами не только в работе, но и на гуляньях, для веселья. Изготавливают рожок из березы, клена или можжевельника.
(фрагмент “Во кузнице”, русская народная плясовая)
Слайд 9
3) – Следующий музыкальный инструмент – жалейка. Как вы думаете, от какого слова произошло его название?
Конечно же, название инструмента Жалейка произошло от корня слов “жалеть”, “жалость”. Жалейка представляет собой деревянную трубку длиной от 10 до 20см. с боковыми отверстиями (от 3 до 7). На нижний конец надет раструб из бересты или коровьего рога.
Звук пронзительный, резкий, но жалостливый, плачущий.
(Раструб – плавно расширенный конец основной трубки духового инструмента)
(музыкальный пример игры на жалейке)
Слайд 10
4) Сообщение учащихся.
Свистульки изготавливали в виде птиц, зверей, фантастических существ. Наиболее распространенными были свистульки – птички. В старину их использовали как магический инструмент для отпугивания нечистой силы, в засуху вызывали дождь, в непогоду – тепло и лучи света.
Изготавливали свистульки из глины, дерева, фарфора. Глиняные свистульки сушат, обжигают, а потом раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.
(музыкальный пример игры на свистульке)
5. Вокальная работа.
– Какую русскую народную песню мы разучили на прошлом уроке?
(“Как у наших у ворот”.)
Исполнение песни.
– А сейчас мы исполним эту песню в сопровождении инструментов ударной группы.
– Обратите внимание, на партах у вас лежат какие-то предметы. Что это?
(“инструменты”)
– Вы сделали ударные инструменты, т. к. это было ваше домашнее задание. Многие из вас с ним справились. Эти инструменты нам сегодня пригодятся.
– 1 ряд играет на бубнах. Послушайте вашу партию.
Слайд 11 (показ учителем)
× ×
Как у наших у ворот
× ×
Муха песенки поет…
– А теперь вместе со мной.
– 2 ряд играет на ложках. Послушайте вашу партию.
Слайд 12(показ учителем)
× × × ×
Как у наших у ворот
× × × ×
Муха песенки поет…
– А теперь вместе со мной.
– 3 ряд играет на треугольниках. Послушайте вашу партию.
Слайд 13(показ учителем)
× × ×
Как у наших у ворот
× × ×
Муха песенки поет…
– А теперь вместе со мной.
– Соединяем бубны и ложки.
– Добавляем треугольники. Я помогаю треугольникам, т. к. их партия чуть сложнее.
– Это была репетиция, а теперь концертное исполнение. Итак – ансамбль ударных инструментов 4 “А” класса с песней “Как у наших у ворот”.
Слайд 14.
6. Первичное закрепление.
– Из какой же группы инструментов состоял наш оркестр?
(из ударной)
– А какие еще есть группы русских народных инструментов?
(ответы детей)
– Все эти группы инструментов входят в состав оркестра русских народных инструментов, который возник в начале 20 века. Слад 15
Слайд 16.Организатором и руководителем первого оркестра стал Василий Васильевич Андреев. Музыкант, композитор и виртуоз-балалаечник.
В 1888 году он создал “Кружок любителей игры на балалайках”, который позднее стал первым оркестром русских народных инструментов.
– Послушайте звучание оркестра русских инструментов (видео фрагмент).
7. Обобщение урока.
– Что нового узнали на уроке?
(Познакомились с новыми инструментами: рожком, свирелью, свистулькой, жалейкой.)
– К какой группе они относятся?
(К духовой группе.)
Слайд 17
– Назовите эти инструменты.
(ответы детей)
– А чем занимались сегодня на уроке?
(ответы детей)
– Посмотрите, какие задачи мы поставили в начале урока. Мы с ними справились?
(ответы детей)
– Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали, все получают “5”. А те, кто сделал инструменты, получают еще одну оценку.
8. Рефлексия.
Слайд 18
– А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения. Продолжите их.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я хотел бы…
9. Домашнее задание.
Слайд 19
– Составить кроссворд на тему: “Инструменты русского народного оркестра”.
– Урок окончен. До свидания.
Выход из класса под русскую народную песню “Калинка”.