Конспект урока на тему “Природное богатство – вологодский лен”

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

“Детский сад общеразвивающего вида №17 “Радуга”

Конспект урока на тему

“Природное богатство – вологодский лен”

Подготовила воспитатель

Палашичева Лидия Федоровна

Город Сокол 2015

Цель. Расширить представления детей о природных богатствах Вологодского края.

Задачи:

Уточнить и пополнить знания детей о выращивании, обработке и использовании льна. Познакомить с орудиями труда, используемыми при обработке

льна.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края, уважение к людям труда.

Словарная работа: пряжа, трепало, мялка, веретено, куделя.

Предварительная работа:

-Чтение “Как рубашка в поле выросла”

-Рассматривание льняных изделий, сравнение их с шелковыми и шерстяными.

-Дидактическая игра “Как рубашка в поле выросла” (составление из карточек последовательность выращивания, обработки льна, где используется, какие изделия шьют, полотна, вяжут, плетут из льняных нитей).

-Работа с альбомом “Вологодский лен”

Подготовка:

В помещении, где проводятся

занятия, оборудован уголок русской избы, орудия труда – мялка, трепало, прялка.

Материалы и оборудование:

Презентация “Выращивание льна”

Мультимедийный проектор, презентация “Вологодский лен “

Книга “Как рубашка в поле выросла” Ушинский.

Ход:

Воспитатель : “Мы живем в удивительно крае. А как название ему?

Дети: Вологодская область, Вологодчина.

Воспитатель: А еще можно сказать – это наша малая Родина. Она не самая большая в России по величине, но в ней много лесов, рек, озер, животных и птиц. А как красивы поля, на которых выращивают рожь, пшеницу, лен.

Лен выращивали по всей области с давних времен.

Воспитатель : Вы, Дети, знаете, что такое лен?

Дети: Да

Воспитатель: Я тоже хочу пополнить свои знания, но не знаю, как это сделать. Может быть вы, дети, подскажете, откуда мы можем получить нужную информацию.

Дети: Причитать в книге, посмотреть видеофильм, спросить у взрослых, поискать в интернете.

Воспитатель: Согласна с вами, и предлагаю посмотреть презентацию о том, как выращивают лен. Воспитатель сопровождает видеоряд рассказом( слайды 1-6):

– Семечки льна сеяли весной в теплую, еще влажную землю. Лен рос не по дням, а по часам. Его подкармливали – обсыпали печной золой. А вместе с ним росли сорняки.

Пололи лен летом. Эту трудную работу выполняли женщины и дети. Затем лен зацветал прекрасными голубенькими цветами. К концу августа лен созревал и его убирали.

Лен дергали руками, связывали в снопы, ставили их в бабки для просушки.

Воспитатель : Какую работу выполняли дети?

Дети : Помогали полоть лен.

Воспитатель: Выполняя эту трудную работу, придумывали разные игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Хоровод под русскую народную песню “Я посеяла ленок”

Воспитатель: У меня в руках книга. Узнали ее?

Дети: Узнали. Это рассказ “Как рубашка в поле выросла”

Воспитатель : Предлагаю послушать отрывок из этого рассказа. (чтение 2 части этого рассказа.

Воспитатель : Что увидела Таня?

Дети: Она увидела, как собрали семена льна, а потом уложили пучки в речку, да еще камнем придавили, чтобы не всплывали.

Воспитатель: Что еще делали со льном.

Дети: Достали из речки, высушили и стали колотить, потом трепать и чесать.

Воспитатель: Дети, путь от семечка до изделия в старые времена был очень долог и труден. Сейчас, с использованием современных машин, людям приходится меньше работать своими руками.( слайды 7-13). Но лен также надо подкармливать, полоть, дергать, трепать, прясть и ткать.

А знаете ли вы, какие орудия труда использовали при обработке льна, когда не было машин?

Дети : нет, наверное, руками.

Воспитатель: Хотите узнать о некоторых из них.

Дети: Хотим.

Воспитатель : Тогда предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Встаем в плотный круг, закрываем глаза, прикрываем голову руками, а я запущу двигатель (шумовой эффект)

Ширма убирается.

Воспитатель : Посмотрите вокруг. Где мы оказались.

Дети: в старинной избе

К детям выходит Хозяюшка (роль Хозяюшки выполняет взрослый)

Дети здороваются.

Хозяюшка : Здравствуйте, детки. Зачем пожаловали?

Ответы детей.

Хозяюшка: Для начала отгадайте-ка загадку

Голубой глазок, золотой стебелек

Скромный на вид на весь мир знаменит

Кормит, одевает и Дом украшает (лен)

Дети : Лен.

Хозяюшка: Ну, слушайте: льняную тресту мяли вот в таких мялках. В народе говорили: “Мни лен дольше – будет волокна больше” Давайте – ка скажем вместе со мной.

Дети повторяют.

Хозяюшка: Измятую тресту встряхивали, сушили на печи, а потом с помощью трепал (показывает) трепали, затем чесали гребнями и пряли. Вот прялка. К ней привязывали пучок льна – кудели и вытягивали тонкие ровные нити, наматывая на веретено.

Из нитей ткали полотно и шили из него одежду, полотенца, скатерти и многое другое.

Воспитатель: Спасибо, хозяюшка, а нам пора возвращаться.

Дети прощаются, встают в круг, ширма возвращается на свое место.

Воспитатель: Дети, оказывается, льняные вещи ценятся и в наши дни. Зимой в них не холодно, а летом не жарко. Хотите посмотреть, какие изделия изо льна можно встретить в наших магазинах.

Дети : Да, хотим.

Мультимедийная презентация, слайды 15-21

Воспитатель: Надеюсь, что теперь всем понятно, почему рубашка в поле выросла.

Что для вас, дети, сегодня было самым интересным?

Ответы детей: Красивая льняная одежда,

Воспитатель: Что нового узнали?

Ответы детей: Как выращивают лен, какие красивые вещи из него шьют люди

Воспитатель: Хотели бы еще поговорить о том, как используется лен, и что делают из льняного семени?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда будем продолжать собирать информацию и делиться ею друг с другом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока на тему “Природное богатство – вологодский лен”