Конспект урока на тему «Что такое гражданин?»
№ слайда | ||
1 | Урок 11. Что такое гражданин? Цели урока: Познакомить со значением понятий «гражданин», «гражданственность; Воспитывать гражданственность на примерах из сказок и биографии великих граждан России; Развивать навыки работы с текстами учебника и документами, умение формулировать собственное мнение. План урока: Вводно-мотивационная часть. Что такое гражданин? Великий гражданин. Подведение итогов. Новые термины: Гражданин, гражданственность | Слайд |
2 | Ход урока 1 . Вводно-мотивационная часть Мы приступаем с вами к изучению нового раздела «Гражданин и закон» Беседа: — Вам известно слово «гражданин»? — Приведите примеры различных значений этого слова. Работа с учебником: С.48 2 и 3 абзацы Давайте познакомимся с примерами употребления слова «гражданин» -Применимо ли слово «гражданин» в первом случае? Почему? — Каким словом мы его можем заменить?(Человек) — А во втором случае? (Слово «гражданин» находится на месте) Сегодня на уроке мы с | Слайд №3 |
3 | 2. Что такое гражданин? Работа со словарем учебника: С.51 Текстуальный разбор и запись в тетрадь: У слова гражданин есть два значения: 1. С правовой точки зрения это человек: — обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией; — имеющий гражданство данного государства. 2. В широком смысле слова — нравственный человек: Обладающий политической и правовой культурой; Неравнодушный к проблемам общественной жизни; Открыто высказывающий свои убеждения и действующий в соответствии с ними; Политически активный. Работа с учебником : А теперь давайте прочитаем сказку об осторожном карасике на С.45-46 учебника: Беседа: -как ведет себя карасик? Нравится или нет вам его поведение? Объясните почему? Какую сказку известного русского писателя она вам напоминает? Работа с учебником: Прочтите сказку о городе Добрых мастеров. Беседа : Давайте рассмотрим поведение «осторожного карасика» с позиции нашего определения слова «гражданин». Можно ли считать «карасика» гражданином с правовой точки зрения? (Да, ведь он жил в своем пруду, т. е. Имел гражданство, у него были права и обязанности) А вот гражданином в широком смысле слова его можно назвать? Объясните почему? (Все видит и знает, но предпочитает ни во что не вмешиваться, не проявляет активности) Сравните поведение жителей города Мастеров с поведением карасика.(Сначала они тоже молчали и не пытались сопротивляться, но когда черные рыцари стали посягать на их права, они подняли восстание и изгнали их.) Кого же мы можем назвать гражданином в широком смысле слова? Человека, который: — занят общественными делами; — не прячется от политики как карасик, ходит на выборы; — знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя; — если нужно не побоится встать на защиту прав и свобод, смело высказывает свое мнение. А есть еще такое слово Гражданственность — это способность человека жить интересами своей страны, ее болями и радостями | Слайд №4 |
4 | 3. Великий Гражданин Сообщение о жизни известного советского ученого и правозащитника А. Д. Сахарова ??? Почему А. Д. Сахарова можно назвать словом гражданин с большой буквы? Кого еще вы можете назвать? | Слайд № 5 |
5 | 4. Подведение итогов. 1. Способен ли каждый человек стать гражданином в широком смысле этого слова: политически активным, умеющим использовать право для защиты своих интересов и интересов других людей? | Слайд № 7 и №8 |
6 | 5. Домашнее задание | Слайд №9 |