Конспект урока на тему “Числительное как часть речи”

Тема: “Числительное как часть речи

Тип урока : “открытие” нового знания

Цели:

– Познакомить с именем числительным как частью речи;

– Наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным;

– анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

– учить сравнивать, делать выводы;

– Расширять Словарный запас;

– Формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами; – развивать

навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества,

– Активизировать познавательный интерес к предмету

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

К концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;

Уметь различать количественные и порядковые числительные

Регулятивные УУД :

Умения определять и формулировать цель на уроке,

Работать по плану, в парах, в группах,

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку

успешности своей деятельности.

Познавательные УУД:

Умения работать с текстовой информацией,

Наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы,

Преобразовывать информацию из одной формы в другую,

Понимать значимость изучаемого предмета.

Коммуникативные УУД:

Умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре,

Аргументированно высказывать свои предположения,

Слушать и понимать речь других на уроке

Определение личностного смысла учения – желания приобретать новые знания,

Осознание своих трудностей, стремление к их преодолению

Основные понятия: Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные. Межпредметные связи: Математика, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока: Учебник С. В. Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана – Граф, 2015; С. В. Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, электронное приложение

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами!

Продолжаем мы опять

Части речи изучать.

Чтобы все понятным стало

Мы потрудимся немало.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд № 2. Комплексно-орфографический тренинг.

– Запиши слова группами, заменяя транскрипцию буквенной записью.

Ре, колю, стри, вска, треску, навзни, бере, шес, мор, хоро, ре, невтерпе

– Какие группы слов у вас получились?

– У вас возникло затруднение? Почему? (Шесть – лишнее слово)

Хорошо, оставьте это слово. Мы вернемся к нему после работы в группах.

– Докажите правописание мягкого знака после шипящих.

Работа в группах (по 4 человека):

1 группа: Правописание существительных с шипящей на конце.

2 группа : правописание прилагательных с шипящей на конце.

3 группа: Правописание глаголов с шипящей на конце.

4 группа : правописание наречий с шипящей на конце.

– Есть вопросы по заданиям? Приступайте к работе.

Проверка.

Преобразуют информацию из одной формы в другую

Строят свои рассуждения

Высказывают свои версии.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Выявление места и причины затруднения

– При формировании групп у вас возникло затруднение? Почему? (лишнее слово “шесть”, т. к. нет шипящей на конце, незнакомая часть речи)

– Я помогу вам.

Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

Высказывают свои версии

Построение проекта выхода из затруднения

Слайд № 3

– Какую учебную задачу поставим на урок?

Давайте спланируем свою деятельность (узнать название части речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает)

Понимают цель урока, формулируют учебную задачу

Слушают и понимают речь учителя

Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности

5. Реализация построенного проекта

Слайд № 4. Посмотрите на рисунок.

– Чем похожи фигуры?

– Чем отличаются?

– Сколько красных звезд на рисунке?

– Сколько светло-зеленых звезд на рисунке?

– Сколько темно-зеленых звезд на рисунке?

– Сколько голубых звезд на рисунке?

– Сколько желтых звезд на рисунке?

– 6,5,7,4,3 – как назвать одним словом, что это?

Так количество предметов записывают на уроках математики, а на уроках русского языка пишут словами: “шесть”, “пять”, “семь”, “четыре”, “три”.

– Как можно назвать слова: “шесть”, “пять”, “семь”, “четыре”, “три”, образованные от чисел? (Числительные)

– На какой вопрос они отвечают? (Сколько?)

– Что обозначают? (Количество предметов)

– Если числительные, отвечают на вопрос “сколько?” и обозначают Количество Предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (количественными числительными)

Слайд № 5. Посмотрите на рисунок.

– Каким по счету нарисован ромбик? – Какой по счету нарисована звезда?

– Каким по счету нарисовано пятно?

– Какими по счету нарисованы треугольники?

– 6,3,5,7 – с такой записью мы встречаемся на уроках математики, на уроках русского языка пишут “шестой”, “третья”, “пятое”, “седьмые”.

– Как можно назвать слова “шестой”, “третья”, “пятое”, “седьмые”, образованные от чисел? (Числительные)

– На какой вопрос они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

– Что обозначают?

– Если числительные отвечают на вопросы “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?” обозначают Порядок предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (порядковыми числительными)

Слайд № 6.

– Какую учебную задачу мы ставили на урок?

– Кто может сформулировать тему урока?

– Что такое числительное?

Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 84.

Создание эталона действия.

Задай вопрос к слову.

Узнай, что оно обозначает.

Определи часть речи.

Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу

Учатся обоснованно отвечать на вопросы

Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения

Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями

Регулируют свою исследовательскую деятельность

Физкультминутка

Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные – хлопните в ладоши, если количественные – присядьте

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд № 7.

Работа в учебнике. Страница 84, № 1

Запиши числительные в два столбика.

Слайд № 8. Проверка

– По какому признаку делили слова на группы?

– Какие группы слов у вас получились?

Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод

Проявляют умение работать самостоятельно

Удерживают учебную задачу

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд № 8.

Работа в учебнике. Страница 84, № 2

– Работаем в парах (выписывают количественные числительные из стихотворения, вставляют порядковые в предложения).

Самопроверка. Слайды № 9-10.

– Что интересного узнали из рубрики “Тайны языка”?

(Среда, суббота, воскресенье)

Умело пользуются выборочным чтением

Аргументированно строят свои умозаключения

Работают по плану

8. Включение в систему знаний и повторение

Слайд №.11.

– Кто лишний? (муха, оса, Паук, пчела)

Слайд №.12.

– А теперь? (паук, пчела, муха, Краб )

Слайд №.13.

– Спиши текст, заменяя числительные словами.

(У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные 8 служат ему для того, чтобы плавать и бегать боком по песку.)

Проверка.

– Какие числительные встретились в тексте?

– Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ.

Работа в парах (по карточкам, смотри приложение, презентацию).

Слайд №.14 (числительные в пословицах, фразеологизмах)

… пятниц на неделе.

У… нянек дитя без глазу.

… отмерь, а… раз отрежь.

… вода на киселе.

За… замками.

Работает до… пота.

Проверка.

Слайд №.15. Число 7 имело на Руси магическую силу.

– Где может встречаться числительное “семь” в обыденной жизни?

( 7 чудес света, 7 нот, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т. д.)

Слайд №.16. Числительные в ребусах ( р1а, па3от, 7я ).

Слайд №.17. Дидактическая игра “Верите ли вы, что… “

Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете? (Да)

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете? (Да)

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? (Нет)

Учатся понимать значение исследуемого материала

Выдвигают версии

Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников

9. Рефлексия учебной деятельности

Слайд № 18.

– Какую тему мы сегодня исследовали?

– Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке.

Сегодня я узнал, что…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Сегодня я научился…

Урок для меня…

Я могу похвалить одноклассников…

Делают умозаключения

Сотрудничают, выдвигают версии

Оценивают свою работу на уроке

10. Домашнее задание

Слайд №19

1. Задание для всех. Стр. 86 №3.

2. Для тех, кто пожелает: подобрать пословицы и загадки с числительными.

Спасибо за урок!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока на тему “Числительное как часть речи”