Конспект урока на тему “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”

Конспект урока на тему “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”

Труд – одно из первых и основных условий жизнедеятельности человека, характеризующее его как существо разумное. Трудовая деятельность человечества стала не только основополагающим фундаментом его становления и развития, но и содержит моральные признаки современного общества и отдельной личности.

Под понятием “труд” мы чаще всего понимаем процесс сознательной человеческой деятельности, направленный на конкретную цель, благодаря которой человек видоизменяет

природные объекты для удовлетворения собственных потребностей и нужд общества. С другой стороны, труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он развивает свои способности, вырабатывает у себя необходимые качества, формирует себя как личность. Таким образом, труд несет в себе социальную сущность. И если рассматривать развитие человечества с точки зрения общественно-экономических формаций, то труд выступает основой развития производительных сил и характеризует уровень развития общества.

Значит, труд это обязательное условие существования человечества и присутствует

он во всех способах производства.

На протяжении истории развития человечества труд видоизменялся, что влекло за собой выражение разносторонних взглядов к трудовой деятельности. В одном из сюжетов древнейшей книги человечества – Библии говориться, что именно на труд были осужден первые люди за свои греховные деяния.

То есть труд выступал как кара Божья. В рабовладельческом обществе труд принято было считать чем-то низменным, недостойным свободного человека, исключение составлял только труд земледельца. И в Средние века отношение к труду со стороны феодалов было презрительным.

Но уже с переходом к капитализму стали ценить не только знатность, “породу происхождения”, но и богатство, созданное трудом. Труд наемных работников стал значимым для общества. Карл Маркс считал, что класс наемных работников выступает единственным создателем всех богатств общества. Труд сам по себе и есть главный источник богатства.

В современном мире труд, на мой взгляд, выступает как “свободная категория” выбора человека, обеспечивающая тот уровень жизнедеятельности, который ему необходим. В Конституции РФ закреплено право на труд, но никто не может заставить человека работать, так как это будет выражено как насильственное принуждение к трудовой деятельности, а, значит, унижение личности и достоинства человека.

Так как труд выражает социальную сущность человека, то он неразрывно связан с моральными характеристиками личности, в некотором плане отражает особенности менталитета народа. Поэтому, чаще всего, отношение к труду было выражено в накопленном социальном опыте человечества и отражено в виде элементов народной культуры. Так, в пословицах и других формах фольклора народ выразил свое уважение к труду и осуждение лености и праздности. Отрицательные качества личности народная мудрость объясняет нежеланием трудиться, склонностью к безделью.

Многие люди высказывают недоумение по этому поводу. В свою поддержку они приводят уже житейский опыт, выражающий противоречивое отношение к труду: “Всех работ не переделаешь”, “От работы не будешь богат, а будешь горбат”, “От трудов пламенных не нажить палат каменных”. С нравственной точки зрения важно воспитание такого морального качества как трудолюбие.

Одни люди работают усердно, добросовестно, старательно. И такое отношение проявляется в количестве и качестве результатов трудовой деятельности, в материальных духовных благах.

Для того чтобы понять разноплановое отношение к трудовой деятельности, важно определить мотивы труда и цель, которую ставит перед собой человек, то есть, что в итоге он желает получить. А потребности и желания у всех разные: кто-то стремиться “полакомиться рыбкой”, а кому-то достаточно и горбушки хлеба. Но и первое, и второе необходимо каким-то образом заполучить.

Кто-то трудится в учебной сфере, кто-то в производственной, кто-то в политической, другие в обыденной. Но все участники трудовой деятельности должны совершать какие-либо действия, применять знания, прилагать различные усилия. Иначе они не получать конкретного результата. Существует такое мнение экономистов, что “заниматься бизнесом то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы держитесь, либо падаете”.

На мой взгляд, его можно применить к трудовой деятельности: либо человек работает и пожинает плоды, удовлетворяющие его потребности, либо он остается не с чем. Ученик, пропускающий уроки, остается без знаний, работник, изготавливающий деталь с дефектом, остается без премии, политик, не выполняющий свои обещания, остается без доверия со стороны народа. Но ведь также важна и моральная удовлетворенность результатом своей работы.

Актуальность народной мудрости “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда” ярко проявляется в современном обществе. Для людей созданы практически все условия для их успешной реализации в трудовой деятельности. Только некоторые привыкли жить на всем готовом, другие пробиваются самостоятельно, не покладая рук.

Сейчас человек может четко определить для себя те идеалы и ценности, выступающие в виде материальных и духовных благ, к которым он будет стремиться. Нам есть с чем сравнивать и что выбирать: быть успешной, самодостаточной личностью, свободно реализующей себя в различных видах деятельности современного мира, имеющей необходимый набор благ и даже больше; или же – “прозябать” в каком-либо отдаленном месте, “вариться в собственном мирке”, возвращаясь к первобытному способу существования. На мой взгляд, современному человеку глупо не воспользоваться всеми результатами человеческой деятельности и не внести свой вклад в результаты труда.

Ведь мы трудимся не только для личного самоудовлетворения, но и приносим пользу всему обществу в виде конкретного блага. Пока человечество еще не придумало способа создания продуктов и материальных объектов без применения усилий, как физических, так и умственных. У нас не существует такой волшебной палочки, взмахнув которой мы получили бы, что захотели.

И живем мы не в сказке, а в реальных жизненных условиях, требующих от человека мобилизации и активности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока на тему “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”