Конспект урока литературы “М. В. Ломоносов – великий помор”

МДОУ Центр развития ребенка

” Детский сад №34 “Золотой ключик” г. Северодвинска

Архангельской области.

Конспект урока литературы “М. В. Ломоносов – великий помор”

Подготовила воспитатель

Первой квалификационной категории

Думина Ирина Эдуардовна

Г. Северодвинск

2015г.

Программное содержание :

1.Закрепить знания детей о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

2.Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории родного края.

3.Формировать интерес к учебной и исследовательской

деятельности.

4.Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и

К людям, прославившим его.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (Б. Шергин, С. Писахов).

Заучивание стихов.

Слушание музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра и Северного Русского народного хора.

Просмотр видеофильма “Музей М. В. Ломоносова в Холмогорах”.

Обзорная автобусная экскурсия по улице Ломоносова с посещением памятника М. В. Ломоносову.

Комплекс занятий по ознакомлению с жизнью и бытом поморов.

Занятие и выставка детских работ

по мозаичному искусству.

Изготовление костюмов и декораций родителями и детьми для литературно-музыкальной композиции.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: Художественное слово, игры, хороводы, музыка, театрализация.

1 .(В зале звучит музыка А. Вивальди (концерт №4, фа минор “Зима”, 1часть), Воспитатель Читает стихотворение)

Много ль известно вам мест, где случается чудо?

Мест, где творится история наша с тобой?

Здесь родились и рождаются лучшие люди,

И называется это северной землей.

Здесь в обозримом пространстве и вехи и даты.

Здесь имена и событья, и судьбы людей,

Здесь и сейчас, а не где-нибудь, в прошлом, когда-то,

Место рожденья героев сегодняшних дней!

Выпало нам быть творцами великих событий,

Счастье растить города и детей и цветы,

В мире великих людей и великих открытий,

В мире, где просто сбываются наши мечты.

В мире, где все еще помнят про честь и про совесть,

Где еще песни о главном поют за столом,

Где говорят с уваженьем – Архангельская область.

Область надежды, которую домом зовем!

2 . Хоровод “СЕВЕРНЫЙ” (исполняют Дети, слова и музыка Васильев Ой-Рождественской)

1.За рекой у ворот, где рябина растет

Мы с подружками сегодня заведем хоровод.

2. Не спроста говорят, что наш север богат,

Лесорубы и поморы чудеса здесь творят.

3. Кто на севере бывал, ночи белые видал,

Полюбил всей душой север наш дорогой.

4. Мы о севере поем, в гости вас позовем.

Голубику и морошку собирать в лес пойдем.

3 . (В зале звучит музыка А. Вивальди (концерт №4 фа минор, 2 часть), Воспитатель читает текст)

– Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, Между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них – Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне.

Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы.

Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.

Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 (19) ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.

– Мы пройдем сегодня по часам жизни Михаила Васильевича Ломоносова. И вот первый этап жизни “Детство Ломоносова”.

(за столом, где стоит свеча, сидит мальчик, играющий маленького Ломоносова с книгами в руках “Арифметика” и “Грамматика”)

Воспитатель:

– Ох, и трудно было маленькому Ломоносову: мать рано умерла, но научила его грамоте. Читал он только церковные книги, да не все в них ясно, не все правдиво. И попались ему однажды книги интересные, научные – грамматика и арифметика.

Да мачеха, с которой жил Михайло, считала чтение его бездельем, и заставляла его отцу помогать, промыслом рыболовным заниматься. И вот с 10 лет Михайло в море с отцом выходил.

(Ребенок подготовительной группы, исполняющий роль маленького Ломоносова, выходит из-за стола и идет в лодку, забрасывая сеть).

Воспитатель:

– Трудно, нелегко тянуть рыболовную сеть было маленькому Ломоносову. А дети в его возрасте все веселились и играли: в “чехарду”, “лапту”, “Золотые ворота”

4 Русская народная игра ” Золотые ворота” (дети выходят в центр зала и играют, маленький Ломоносов уходит).

Золотые ворота, проходите детвора

Первый Царь пройдет всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

5 Воспитатель:

– Так прошло детство Ломоносова, и вот другой этап его жизни – путь в науку. Надоело терпеть Михайло все унижения, и решил он в Москву отправиться с рыбным обозом. И продолжить получать знания в академии.

И было ему всего 19 лет.

(Выходит воспитатель, исполняющий роль старика и мальчик подготовительной группы, исполняющий роль уже взрослого Ломоносова)

Воспитатель: Старик, сосед по Холмогорам,

Рукою об руку стуча,

Приблизился к Михайло:

Старик: – Скоро

Ты обратишься в москвича.

Гляди, да станешь барин грозный,

Забудешь, кем и где рожден!….-

Воспитатель: Потом подумал и серьезно

Добавил на прощанье он:

Старик: – Пришел не к батюшке родному,

Ты ни кому не нужен тут…

Ходи всю ночь от дома к дому –

Нигде приюта не дадут.

Вот кулебяки, пригодятся!

Бери же, что за разговор…

Еще придется поскитаться,

Но ты держись: ведь ты помор!

… Домой вернемся, в Холмогоры,

И за тебя влетит еще…-

Воспитатель: Ответа не найдя помору,

Котомку, вскинув на плечо,

Пошел Михайло Ломоносов,

Сдержав рыдание с трудом.

(Михайло – ребенок подготовительной группы, уходит, вскинув котомку на плечо)

Воспитатель:

– И вот Москва, славяно-греко-латинская академия. Великовозрастный Ломоносов был зачислен в ” низший” класс академии, потому что не знал латыни. Он был настолько высоким и крупным, что даже в класс заходил, наклонял голову, чтобы не стукнуться и малые ребята, видя его, смеялись:

1-й ребенок: – Сломаешь, Ломоносов, дверку!

2-й ребенок: – А голова цела, проверь?

3-й ребенок: – С Михайло снять бы надо мерку

Пред тем, как делать эту дверь!

Воспитатель:

– Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил:

Ломоносов :

– Что с тобой делать?

– На крышу забросить?

(Ломоносов выводит ребенка, приподняв его за шиворот)

Воспитатель:

– Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.

– Прошло полгода, и Ломоносова, как самого способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже постиг латынь и стал писать стихи на этом языке. И закончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию за 5 лет.

А какие опыты он проводил, какие открытия сделал!

( В центр зала выходит ребенок, исполняющий роль большого Ломоносова и проводит опыт).

Ломоносов:

– Это чистая вода – здесь молекулы чистой воды (показывает баночку с водой), а это цветная вода – здесь молекулы цветной воды (показывает банку с подкрашенной водой). Я медленно добавляю цветную воду в обычную, и молекулы, как маленькие человечки, перемешиваются. А теперь вы, ребята покажите молекулы чистой воды и молекулы цветной воды.

( Дети выходят в центр зала: Мальчики, взявшись за руки, идут ” змейкой”, девочки, взявшись за руки, проходят между мальчиками и встают между ними)

Воспитатель:

– И действительно великий ученый в физике открыл, что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. из веселых человечков. Покажите теперь ребята газообразное вещество (дети прыгают и бегают по залу), а теперь – крепкий камень (дети встают близко друг к другу, держась за руки, прижав плечо к плечу). Молодцы ребята!

Садитесь.

6. Воспитатель:

– И вот этап последний – Ломоносов – ученый (берет за руку Ломоносова), посмотри Михайло в будущее, сколько открытий ты сделал, сколько дал науке, что даже дети знают об этом. Проведем маленький опрос:

– Какие самые первые и любимые книги Ломоносова? (Грамматика и арифметика)

– Назовите предмет, который изобрел Ломоносов для наблюдения в сумерках? (ночезрительную трубу).

– Какие открытия сделал Ломоносов в области Астрономии? (Атмосфера вокруг Венеры).

– А в физике, что открыл великий ученый? ( Что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. веселых человечков).

– Какое искусство, самое красивое и яркое возродил Ломоносов? (мозаичное)

(обратить внимание на работы детей по мозайке)

Воспитатель:

(звучит композиция М. П. Мусорского “Богатырские ворота”)

– Во всех областях науки проявил себя наш Михайло Ломоносов. Именно у нас, на берегах реки Пинеги, на севере, подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!

1-й ребенок:

Восславим, братья, человека,

Который славу родине принес!

Восславим время того века,

В котором родился и вырос он.

2-й ребенок:

Он внес в науки эту душу,

Вложил все силы и труды,

Прославил родину, науку,

Себя прославил и труды свои.

3-й ребенок:

Он рос, к науке страстно тяготился,

Учился в школе за двоих,

Усердно занимался, не ленился

И преуспел в трудах своих.

4-й ребенок:

Он изучал науку за наукой,

Стремился истину постичь,

Что непонятно объяснить

И для России в пользу обратить.

5-й ребенок:

Сбылось предначертание судьбы,

Пройдя чрез все,

Стремленье к знаньям победило,

И он себя прославил и Россию!

Воспитатель:

– Гениальность нашего земляка, великого помора М. В. Ломоносова является истинным достоянием и украшением мировой науки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока литературы “М. В. Ломоносов – великий помор”