Конспект урока литературы “ЧТЕНИЕ СКАЗКИ “ВЕРШКИ И КОРЕШКИ”



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад компенсирующего вида №34

Станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Конспект урока литературы “ЧТЕНИЕ СКАЗКИ “ВЕРШКИ И КОРЕШКИ”

Подготовила

Воспитатель

Литвинкова Галина

Ивановна

Ст. Ленинградская

2015

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ “ВЕРШКИ И КОРЕШКИ”

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой.

Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос.

Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент.

Ход

занятия:

1. Организационный момент

– Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила, Водят пальцем по ладошке

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил. Загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дрова не рубил, Грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

– Что мы с вами рассказали? (Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово “потешка”? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать.

Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки.

Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой “Вершки и корешки”.

2. Чтение сказки

– В тексте нам встретилось такое слово “вершки”, что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово “ботва” вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. “Положил мужик репу на воз и повез в город”. Что это за “воз” такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение “жать рожь”? (Дети: Убирать урожай)

3. Физминутка: речь с движением “В огороде”

– У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем, Идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем, Имитация движений

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг

Щавеля нарвем немножко Имитируют

И вернемся по дорожке, Идут по кругу, взявшись за руки

4. Беседа по содержанию сказки

– Как называется сказка? (Дети: “Мужик и медведь”)

– Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

– Значит это… русская народная сказка.

– Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

– Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: “Мужик, я тебя заломаю”. Договорился с мужиком “и ушел в дуброву”. Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел.

Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

– А что можно сказать о мужике? ( Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

– Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает.

Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

– Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

– Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю – вершки, себе – корешки

– А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

– Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

– Кто в сказке вышел победителем? ( Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

– Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

– В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: “Разум силу победит”. Что такое “разум”? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу?

Что она означает? ( Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: “Не потрудиться, так и хлеба не добиться”. Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

5. Дидактическая игра “Вершки и корешки”

– В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких – корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: “Вершок – вершок, где твой корешок?” Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6. Подведение итогов. Оценка работы детей

– Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. ( Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку “Вершки и корешки”.

Играли в игру “Урожай”. Находили вершки и корешки…)

А чтобы вы не забыли сказку, на память я дарю вам репку, вы раскрасите ее, а дома родным вы расскажите сказку.

Сказка “Вершки и корешки”

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: – Мужик, я тебя сломаю.

– Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

– Быть так,- сказал медведь.- А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

– Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

– Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

– Мужик, куда ты едешь?

– Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

– Дай-ка попробовать – каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

– А-а! – заревел.- Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

– Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

– Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока литературы “ЧТЕНИЕ СКАЗКИ “ВЕРШКИ И КОРЕШКИ”