Конспект урока истории “Наши предки – СЛАВЯНЕ”
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
Детский сад № 10 “ОГОНЕК”
Конспект урока истории
“Наши предки – СЛАВЯНЕ”
Воспитатель: Шпильман Лариса Геннадьевна
Топки, 2015
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
“Наши предки – славяне”
Цель:
1. Познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения
Руси (причины и предпосылки образования единого государства).
Раскрыть в доступной для детей форме этимологию слов “славяне”
“предки”.
Воспитывать интерес к истории
Народ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение. Т. Коти “Моя первая книга о России”.
Рассматривание альбома с национальными костюмами.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы о России, о нашей стране, Показывает иллюстрации, карту России. Задает вопрос: “Страна – это что?” (это леса, горы, моря, реки, города, села и т. д.). С помощью воспитателя Дети устанавливают, что страна – это место, где родились мы и есть Родина.
Далее проводится работа у карты. Дети делают вывод, что наша страна огромная, красивая, одна из самых богатых стран.
Воспитатель
(Показать иллюстрации древних поселений). Сообщить, что говорить мы будем о прошлом нашей Родины, о наших предках,
– Кто такие предки. Помогает понять этимологию: предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Далее воспитатель рассказывает детям о предпосылках возникновения русского государства.
– Ранние славяне жили разрозненно. Их соседи – хазары и печенеги часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен. И тогда, чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться.
Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь.
Русь защищалась от врагов. (Во время беседы воспитатель подводит детей к пониманию этимологии слова “славяне”. Дети догадываются, что слово “славяне” похоже по звучанию на слово “слава”). А значит, “славяне” – это славный, хороший, добрый народ.
– Наши предки – славяне жили в древних городах, на берегах рек. У опушек лесов они строили небольшие поселки – деревни. Простые люди жили в деревянных домах – избах.
Князья и богатые люди строили большие дворцы – терема и хоромы.
Славяне занимались рыбной ловлей, охотой и земледелием. Они встречались на годовых базарах – ярмарках, и торговали с соседями.
Славяне делали себе богов – идолов из камня, дерева и золота. Они поклонялись этим богам и приносили им жертвы.
Тысячу лет тому назад, в славянской стране Русь, в городе Киеве. Правил князь Владимир. Он был храбрым воином и с молодости ходил в далекие походы.
Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей.
После охоты или похода молодой князь любил слушать рассказы и песни о дальних краях, о войнах и битвах, о славных делах своих предков.
Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую правильную веру для себя и своего народа.
Из дальних стран – с запада, востока и юга приходили в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их веру. Князю Владимиру больше всего понравилось крестьянство, о котором ему говорили греческие монахи.
Князь Владимир крестился и женился на греческой царевне Анне. Жители Киева крестились в Днепре в 988 году. Потом крестилась вся киевская Русь, а потом и другие славянские племена.
После крещения Руси идолов сожгли или бросили в реки.
В гости к князю Владимиру приехали на торжество соседние князья со своими дружинами. Народ долгое время пировал и веселился. Князь Владимир приветствовал своих гостей.
Он был добрым и справедливым князем. Защитником слабых, помощником бедных и строителем многих церквей.
Народ любил своего князя и прозвал его “Красное солнышко”, а наша святая церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала равноапостольным.
В конце занятия дети слушают стихотворение о Родине.
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
Воспитатель обращает внимание детей, что все мы русские люди, и значит, с гордостью должны носить свое достойное имя.