Конспект урока: “Гамлет”. Проблема морального выбора и поступка в произведении

Цель : проанализировать действия 3, 4 пьесы, осветить особенности построения трагедии (“промедление действия”, “спектакль в спектакле”), очертить образ Офелии, развивать навыки анализа драматического произведения, воспитывать гуманистические взгляды на человека, мир.

Оборудование : репродукция картины Джона Эверета Милле “Офелия”, сигнальные карточки, дополнение “Кому принадлежат слова”, дополнение “Выбери правильные утверждения”.

Тип урока : урок-диалог.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.

Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание по теме Возрождения (ученики сигнальными карточками реагируют на утверждения об эпохе Возрождения).

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Формирование знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.

– Какая Цель у Гамлета?

– Почему он тянет с местью?

– Какие страдания и сомнения терзают Гамлета? Выразительное чтение монолога “Быть или не быть…”.

– Какой жизненный выбор делает Гамлет?

– Каким образом он должен убедиться в вине Клавдия? (Спектакль “Мышеловка”).

– В чем заключается особенность композиции

произведения? (“Спектакль в спектакле”).

– Оправдались ли ожидания, которые принц возлагал на спектакль?

– Какое влияние она имела на короля?

– Почему Гамлет отказывается убивать Клавдия во время молитвы?

– Кто становится первой жертвой?

– Объясните слова Клавдия: “Тяжелый недуг надо лечить крепким лекарством”. Какое лекарство он нашел для Гамлета?

– Какую роль сыграет Офелия в судьбе Гамлета?

Гронирование.

– Какие события привели к безумию Офелию?

– С образом Офелии в трагедии тесно связаны цветы. Что они символизируют? (Розмарин – символ памяти; братцы – символ раздумий, мудрости; рута – символ девичьего целомудрия и несчастливой любви, грусти, горя; фиалки – символ грусти, смерти, невиновности, скромности, беззащитности, преданности своей любви, знак смерти; роза – символ совершенства, вечности, красоты, любовь).

– Как складывается ее судьба?

– Кто виноват в ее смерти?

– При каких обстоятельствах погибла Офелия? Зачитайте.

– Какую роль здесь сыграют венки? (Венки – символ святости, счастья, успеха, девичества, и вместе с тем символ скорби, смерти. Верба – символ жизни, вдовства).

– Любил ли Гамлет Офелию?

Работа с репродукцией.

Работы Джона Эверета Милле прославлялись изысканным мастерством. Часто сюжеты своих картин он брал из пьес В. Шекспира. Так, картина мастера “Офелия” (1852) навевает множество ассоциаций с шекспировской трагедией “Гамлет”.

Верба, которая нависла над ручьем, купая седые ветки, роскошный куст шиповника, камыш, химерическое сплетение скромных речных цветов выписанные в лучших традициях прерафаелитов и подчеркивают разнообразие жизненных красок. Яркая зелень оттеняет фигуру мертвой девушки, которая лежит в водах ручья.

Последние слова песни замерли на прекрасных устах. В ранах мертвой Офелии мы видим красную розу – символ пылкой любви. Вспомним, что брат Лаерт называл девушку “розой мая”. Ольшанка, которая сидит в кустах, напоминает о песни Офелии “Милее всего ольшанка была”.

А в чистой, прозрачной воде, которая подчеркивает целомудрие юной леди, по течению плывут венки “как у невесты”. “Цветы…”.

Грусть и печаль будто разлиты в воздухе, создавая печальное настроение у зрителя.

Займи позицию: Офелия – хозяин своей судьбы? Все ли в жизни зависит от воли человека? А Гамлет – хозяин своей судьбы?

Инсценировка фрагмента “Инструмент” (действие 3 сцена 2).

– Кого из героев трагедии можно назвать инструментом, на котором играют?

– Как складывается судьба каждого из них? (Гибнут, попадаются в свои же ловушки).

– К какой мысли подводит нас Шекспир? (Человек несет ответственность за свои поступки).

V. Применение знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.

– Чья судьба вызывает у вас сочувствие? Почему?

– В чем заключается трагедия Офелии? Кто виноват в ее гибели?

– Можно ли назвать Офелию ренессансным идеалом женщины? Докажите.

– Всегда ли человек – хозяин своей судьбы?

– Докажите, что пьеса “Гамлет” по жанру является трагедией.

– В чем заключаются особенности композиции произведения?

VI. Домашняя задача.

1. Прочитать действие 5.

2. Ответить на вопрос: Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет? Кто гибнет в трагедии?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока: “Гамлет”. Проблема морального выбора и поступка в произведении