Конспект урока для 1 класса “Веселая масленица”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения №169

“Детский сад комбинированного вида”

Конспект урока для 1 класса

“Веселая масленица”

Подготовила воспитатель

Перелыгина Анна Владимировна

Г. Кемерово

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Дать детям представление о русском народном празднике Масленица.

Знакомить детей с историей и традициями праздника Масленицы.

Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи:

Развивать интерес и уважительное

отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Развивать память, внимание, обогащать словарный запас речи.

Прививать навыки конструирования из бросового материала.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство патриотизма.

Создавать атмосферу праздничного веселого настроения.

Предварительная работа:

Вместе с детьми изготовление чучело Масленицы. Изготовление куклы Веснянки из бросового материала. Праздник масленицу на Руси отмечали очень давно. Это был праздник народов Зимы встречи Весны, отмечается он в честь языческого Бога плодородия и скотоводства Велеса.

Этот

праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна, означал начало полевых работ и по сей день, он живет как проявление надежды на год урожайный, богатый, поэтому Масленица была и остается обильной сытой. Любили на Руси масленицу-праздник веселый, озорной, отчаянный. Центральной фигурой праздника была Масленица – кукла из соломы. Которую наряжали в кафтан и шапку, надевали лапти, простой наряд сшитый из лоскутов, украшали лентами и везли с песнями в сопровождение ряженой молодежи.

А в последний день праздника (а он длился целую неделю) соломенную куклу торжественно сжигали, а пепел рассеивали по полю, что бы был хороший урожай. Король масляного стола – блин. Ох уж эти блины на Масленицу!

Пышны, пухлы, вкусны, масляные. Да со сметаной, с медом, икрой и маслом! Блин – это настоящий царь, богатырь. Если блины ржаные и пшеничные, гречневые и овсяные, дрожжевые и простые, большие и маленькие.

В народе говорили: Не жизнь, а масленица. Блин не клин – пузо не расколет. Блин – это символ Солнца.

Его съедают во славу Весны и ее плодородия. Ведь блин круглый, как настоящее щедрое солнце, а круг издревле считался знаком Солнца. Блин считался самым главным угощением на Масленицу!

Ход занятия:

Ребенок: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины

У них на Масленицы жирной

Водились русские блины.

А. С. Пушкин. Масленицу ждали с большим нетерпением. Неслучайно ее называли честная, широкая, веселая, жирная, сырная неделя…

Ребенок: Масленица, масленица

Мы тобою хвалимся

Блинами объедаемся

На горах катаемся!

Масленица продолжается семь дней, и каждый день имел свое название и смысл. Вот и мы сегодня будем петь, танцевать, масленицу прославлять. Здравствуйте гости дорогие!

Мира Вам и радости, пожалуйте к нам на Масленицу гулять!

Первый день Масленицы.

Встреча. Понедельник. Раньше Дети ходили по дворам, хозяйки угощали их блинами (всех детей угостить блинами).

Дети пели песни. Все вмести исполняют песню.

Блиночки мои.

Мы давно блинов не ели

Мы блиночков захотели

Припев: Ой блины, мои блины

Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили

Два часа блины ходили

Напекли мы вам поесть

Сотен пять, наверно есть

Гости будьте все здоровы

Вот блины наши готовы

Припев.

А теперь с горки кататься, кто дальше прокатится: у того и урожай богаче. Дети катаются на горке и вместе отмечают, кто дальше укатится.

Второй день “Заигрыш”

В этот день молодые парни высматривали себе невест, а те кокетливо поглядывали на своих будущих суженых. Вот и мы сейчас с вами поиграем в старинную игру с лентами. Девочки убегают, прячутся, тайком поглядывая на мальчиков, Мальчики берут ленты, догоняют девчат и отдают им свою ленту, возвращаются, взявшись за руки.

На второй день парни и девчата водят хоровод. Мы тоже сейчас станем хоровод водить, да пени петь “А я по лугу….”

Третий день “Лакомка” Собрались в гости только родные. В этот день повелось тещам угощать своих зятьев блинами, оладьями, творожниками, а по вечерам пели старинные русские народные песни: Во поле береза стояла – хоровод (Тещу играет Юля, зятя-Женя) А вот молодые парни откупались конфетами, да сладостями, шутками, частушками, да небылицами.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

А мы сейчас споем разудалые частушки.

Вова: Купи тятя мне коня

Вороные ножки

Буду девочек катать

По большой дорожке.

Юля: Шила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела

Что же я наделала.

Женя: Я на масленку катался

Трое саней изломал

Ворона коня замучил

И милашку потерял

Маша: У меня четыре шали

Пятая пуховая

Не одна я боевая

Все мы здесь бедовые.

Четвертый день “Разгуляй”(четверг)

В этот день был широкий разгул, устраивались кулачные бои – стенка на стенку, взятие снежного городка, перетягивание каната. Сейчас все дети разделятся на две команды-девочки на верху, мальчики внизу снежного городка. Мальчики должны штурмом взять городок и достать масленицу, а девочки отбивать атаку, а я буду воеводой – вперед, друзья, мои! После взятия городка воеводу купали в проруби, но мы его искупаем в снегу.

После чего будем перетягивать канат-силу мерить! Дети делятся на две команды – воевода командует – пошли ребята!

Пятый день “Тещины вечерки” (пятница)

Зять приглашает тещу на блины (участвует Юля и Женя). Теща посылает зятю все, из чего пекут блины кадушку для замеса теста, сковороду, а тесть мешок муки и масла. Игра “Кто быстрее добежит на метле – теща или зять”.

Дети подбадривают каждого.

Шестой день “Золовкины посиделки” (суббота)

Собирались в этот день по домам, просили прощения за нанесенные обиды, дети просили прощение у родителей. Давайте и мы тоже попросим прощения друг у друга и будем веселиться дальше.

Седьмой день “Прощеный день” (воскресение)

Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер и сжигали чучело Масленицы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай, богатый! Вот и мы сейчас пойдем сжигать чучело, а пепел раскидаем, чтобы на участке хорошо росла трава и деревья.

После этого играем в подвижную игру “Горелки”. Когда чучело Масленицы сгорит, все дети достают свои куклы-Веснянки и хором кличут Весну.

Уходи Зима, приходи Весна!

Уходи Зима ко дну-

Присылай Весну!

Так и заканчивалась Масленица.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока для 1 класса “Веселая масленица”