Конспект урока для 1 класса “Если ребенок боится”



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад компенсирующего вида № 163”

Г. Саратова

Конспект урока для 1 класса

“Если ребенок боится”

Подготовила

Педагог-психолог

Цыцаркина

Владислава Валерьевна

Г. Саратов

2015 г.

Детские страхи

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить.

В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые Дети испытывают Навязчивые страхи (боятся темноты, собак и пр.).

Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно усложняют жизнь-особенно.

Причины возникновения страхов
1. Биологическая предрасположенность-особенности свойств нервной системы ребенка-повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость.

2. Внутрисемейные причины – высокая тревожность

родителей; особенности воспитания-многочисленные запреты со стороны родителей, гнев и угрозы в адрес ребенка, запугивание; семейные конфликты; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; личностные характеристики родителей.

3. Взаимоотношения со сверстниками – детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, он боится быть униженным.

4. Детская фантазия, развитое воображение – нередко ребенок сам придумывает себе предмет страха.

5. Конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака).

Типичные страхи
До 2 лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время: “Что это?” и “Кто это?”. Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти “кто” и “что”.
С 2 до 3 лет ребенок задает вопросы “Где?”, “Куда?”, “Когда?”, “Откуда?”. Возникают страхи высоты, глубины, пространства, темного времени суток.
От 3 до 4 лет с вопросом “Почему?” приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает.
К 5-6 годам ребенок выходит на вопрос “Что будет?” и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы: “А я не умру?”, “А ты, Мама, не умрешь?”.
Страх смерти приобретает все бОльшую глубину, становясь осознанным переживанием.
Перечисленные страхи носят временный характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития
Как реагировать
На детские страхи?

Также важно отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте Не является устойчивой чертой характера и относительно обратимы При адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности.

Что же делать и как реагировать родителям, Которые увидели, что ребенок что-то/ кого-то боится?

Не следует ругать или высмеивать ребенка за проявление страха-он почувствует себя еще более беспомощным и “плохим”, замкнется в себе.

Если ребенок хочет поделиться с вами, поговорите с ним. Страх уменьшится или даже исчезнет, если есть с кем его разделить.

Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее.

Лучше всего-быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его об этом, чего он боится, что может случиться, вместе придумывать способы (включая волшебные) справиться с этой ситуацией.

Способы преодоления детских страхов

1. Изотерапия

Ребенку предлагаются лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. И звучит инструкция:

“Нарисуй свой страх”;

“Нарисуй, чего боишься”;

“Нарисуй, что тебе снится страшное”.

Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа-воплощение силы и безопасности.

По окончании рисования предложите: “Давай превратим его в нестрашное” или “Нарисуй, что ты уже не боишься”. Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость-пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, Тетушка Темнота, бабушка-Яга-девочка маленькая и непослушная, которая подросла), проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т. д.)

2. Игра

Для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.

В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности : прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справлюсь.

В раннем возрасте изживанию страхов способствуют Известные всем жмурки, прятки, пятнашки.

В прятки можно играть С 2 лет – это помогает ослабить, а иногда устранить страх темноты, замкнутого пространства, одиночества.

В пятнашки и жмурки лучше играть С 3 лет – пятнашки снижают страх нападения и наказания, вырабатывается способность к защите, быстрому принятию решений; жмурки также устраняют страх замкнутого пространства.

Родителям Чрезмерно чувствительных и нервных детей Нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках и саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики, дочки-матери и т. д.).

Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-Яги, Кощея в игре-драматизации.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока для 1 класса “Если ребенок боится”