Конспект урока «Бериллий, магний, щелочноземельные металлы» 9 Класс
Разработка урока химии, 9 класс по теме «Бериллий, магний, щелочноземельные металлы» к учебнику О. С. Габриелян, Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Дрофа 2007 г./2008
Автор-составитель Ильичева Т. В., учитель химии МОУ-СОШ №21г. Альметьевск, РТ
ЦЕЛИ ЦРОКА:
Познакомить со свойствами элементов II группы, главной подгруппы, их соединениями и основными областями применения.
Развивать умения анализировать, сравнивать, предугадывать свойства металлов, опираясь на знания об особенностях строения атомов химических
Воспитывать интерес к химии как науке, сознательное отношение к химическим знаниям.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Карточки со словами;
Компьютер;
Учебные диски: «Виртуальная лаборатория», «Самоучитель — химия»;
Образцы металлов (магний);
Задания к кроссворду на каждую парту по одному экземпляру.
ТИП УРОКА:
Комбинированный.
МЕТОДЫ:
Наглядный, словесный.
Х О Д У Р О К А :
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (два ученика у доски):
№1 а, с.58 — решает
№1 б, с.58 — решает 2 ученик.
2. Игра » Соотнеси!» (коллективная работа).
Соотнести технические названия веществ с их формулами.
Формулы выписаны в столбик на доске, а названия вразброс на карточках, прикрепляемых к доске магнитами с обратной стороны.
На доске формулы (записаны в столбик): NaOH NaCl Na2SO410H2O KOH NaHCO3 Na2CO310H2O K2CO3.
На карточках: едкий натр, едкий кали, поваренная соль, кристаллическая сода, пищевая сода, глауберова соль, поташ.
Попутно, по мере соотнесения формул и названий, необходимо называть область применения данных веществ.
3.Микроитог:
С солями и гидроксидами каких металлов мы работали?
Что общего в строении щелочных металлов?
Почему их хранят под слоем керосина?
Перечислите их физические свойства.
Как они изменяются с увеличением порядкового номера?
Перечислите основные химические свойства щелочных металлов.
Учащиеся смотрят видеофрагменты с использованием компьютера; диск «Самоучитель — химия» .
III Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях:
№2, с.49.
С какими химическими элементами вы работали?
Где они все располагаются?
2. Сообщение темы.
Тема нашего урока так и называется: «Бериллий, магний, щелочноземельные металлы».
3. Физические свойства металлов II группы, главной подгруппы, нахождение в природе; строение ЩЗМ, бериллия, магния.
Демонстрируются образцы металлов, имеющиеся в лаборатории, либо используется фотофрагменты диска «Самоучитель — химия».
Объяснение учителя: казалось, все эти элементы находятся в одной группе, в главной подгруппе, но по какой-то причине магний и бериллий к группе щелочноземельных металлов (ЩЗМ) не относят?! Оказывается, если магний по свойства во многом тяготеет к ЩЗМ, то бериллий стоит как бы особняком. По свойствам он ближе к алюминию, расположенному по диаганали от него в III группе.
По какой причине не относят к ЩЗМ магний мы узнаем сегодня чуть позже.
Далее заслушиваются выступления учащихся (заранее заготовленное домашнее задание) о физических свойствах данных металлов их применении, истории открытия, нахождении в природе, учитель может добавить:
Бериллий — Встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита — известных как драгоценные камни.
Образец александрита показывается на фотофрагменте компьютера, диск «Самоучитель — химия».
Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичны (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжелым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавляя к меди он сильно повышает ее твердость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь.
Основной потребитель бериллия — атомная энергетика. Потребность в нем с каждым годом растет.
Магний Был впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит MqCO3) — минерала (показ образца на фотофрагменте компьютера, диск «Самоучитель-химия»), Найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространенных солей магния) называют еще горькой солью — она придает морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства.
Сплавы с магнием прочнее, тверже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.
Как вы думаете почему остальные металлы этой группы, главной подгруппы названы ЩЗМ?
Так они именуются по той причине, что их гидроксиды, подобно гидроксидам ЩМ растворимы в воде, то есть являются щелочами.
«Земельными они названы потому, что в природе они встречаются в состоянии соединений, образующих нерастворимую массу земли, и сами в виде оксидов имеют землистый вид…» — Д. И. Менделеев.
Кальций занимает пятое место по распространенности. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень».
Встречается в виде гипса, кальцита ( Показ фотофрагментов на компьютере, диск «Самоучитель — химия»).
Кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка.
Подумайте из чего кальцит формируется?
Поэтому неудивительно, что иногда в известняках находят ракушки или отпечатки животных.
Где он применяется? (гипсовые слепки, карнизы, лепнина, штукатурка потолков, в хирургии, бумажная промышленность).
Стронций Встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» — сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Свое название он получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO3.
Барий Встречается в виде барита BaSO4 («барис»- тяжелый с латинского). Показ образца бария с помощью фотофрагмента компьютерного диска «Самоучитель — химия». Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон.
Вспомните внешний вид, агрегатное состояние металлов: бериллия, магния, кальция; обратите внимание на зависимость температуры плавления, плотности простых веществ и сделайте соответствующие выводы, используя таблицу :
На доске:
Be | Mq | Ca | Sr | Ba | Ra | |
Плотность Г/см | 1,85 | 1,737 | 1,54 | 2,63 | 3,6 | 6 |
Температура Плавления | 1287 | 648 | 842 | 768 | 727 | 969 |
Выслушиваются ответы учащихся, затем показ видеофрагмента «Физические свойства ЩЗМ, бериллия, магния» с помощью диска «Виртуальная лаборатория».
Почему металлический магний хранится на воздухе (показ порошка магния), ЩЗМ под слоем керосина? (Очевидно, что активность магния ниже, чем у ЩЗМ)
Сравните химическую активность ЩЗМ и ЩМ.
4. Химические свойства ЩЗМ, бериллия, магния.
Предположите с чем могут взаимодействовать металлы II группы, главной подгруппы?!
Взаимодействие с неметаллами
Кислородом:
Показ видеофрагмента «взаимодействие ЩЗМ с кислородом», диск «Виртуальная лаборатория»
Запись любого уравнения на доске и в тетрадях (электронный баланс).
Хлором, серой, азотом, водородом:
Показ видеофрагмента «Взаимодействие ЩЗМ с неметаллами»,
Диск «Виртуальная лаборатория».
Запись любого уравнения по выбору учащихся на доске и в тетрадях (электронный баланс).
С водой:
Показ видеофрагментов: «Взаимодействие ЩЗМ, бериллия, магния с водой», «Положение ЩЗМ, бериллия, магния в ПСХЭ», диск «Виртуальная лаборатория».
Вопросы классу:
Что является продуктами реакций с водой?
Какие из них будут растворимы?
Магний при взаимодействии с водой дает нерастворимое основание, поэтому окраска фенолфталеина не изменяется, и по этой причине его не относят к ЩЗМ.
Запись уравнения взаимодействия магния либо любого ЩЗМ с водой на доске и в тетрадях, обращается внимание на тип реакции.
С оксидами менее активных металлов (для магния, кальция):
Запись уравнения в тетради и на доске, с использованием учебника п.12.
Этот способ получения металлов называют по аналогии с алюминотермией.
Микроитог.
Заранее заготавливаются компьютерные слайды, выполненные в программе Microsjft PowerPoint с основными моментами, главными мыслями изученной темы.
IV Закрепление.
Разгадывание кроссворда по теме: «Щелочноземельные металлы, бериллий и магний».
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1.Минерал, содержащий карбонат кальция; является важным строительным материалом.
7. Минерал, образующийся из остатков раковин древних животных.
8. Mg + N2 = … .
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. CaSO4 2H2 O
3. Mg + …. = MgH2
4. Группа металлов, в которую входит кальций, барий, стронций, радий.
5. Щелочноземельный металл.
6. …+ Н2О=Са(ОН)2 +Н2
9. Степень окисления магния в соединениях.
V Итог, домашнее задание : п.12, №5, с.50 — I вариант;
№6,7, с.50 — II вариант (в рабочих тетрадях).
АНАЛИЗ УРОКА ХИМИИ
9класс
Учитель: Ильичева Т. В.
Урок был построен логически правильно, согласно структуре урока, все этапы были выдержаны.
Цели, поставленные учителем, в ходе урока полностью были реализованы.
Достигалось это через применение основных педагогических принципов: наглядности, доступности, последовательности и преемственности, связи с жизнью.
Основными методами урока являлись: словесный (рассказ учителя, выступления учащихся, беседа), наглядный — через применение современных компьютерных технологий. Сочетание различных приемов позволило разнообразить виды деятельности на уроке: самостоятельная работа учащихся в тетрадях, на доске; работа с учебником, использование компьютера, отгадывание кроссворда.
Хорошо была поставлена работа над развитием операций мышления (сравнение, обобщение). Учащиеся получали не готовую информацию от учителя, а сами, на основе полученных ранее знаний (прошлом опыте) смогли сравнивать свойства ЩЗМ, ЩМ делать соответствующие выводы.
Активно велась словарная работа: новые, трудные в написании слова, незнакомые ранее, были выписаны на доску и применялись в ходе объяснения учителем.
На уроке прослеживалась межпредметная связь (с зоологией, анатомией и физиологией человека). При объяснении особенностей бериллия учитель акцентировал внимание на важности химических знаний в сохранении здоровья (применение здоровьесберегающих технологий, также вовремя была проведена физминутка).
Применение компьютера, учебных дисков по химии позволило доказать учащимся, что компьютер может выступать в качестве учебного пособия, способного дать новые знания, а также вызвало живой интерес к уроку и к химии как науке.
Каждый этап урока подытоживался, акцентировалось внимание на самом главном.
Обстановка на уроке была доброжелательной, тон учителя спокойный. Учителю удалось охватить весь класс.
Своевременно подведен итог урока, выставлены оценки. Домашнее задание нормировано, записано на доске.